Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЯЗЫКА
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. В русском языке этот союз имеет большой вес. 2. Он любил петь под чужую дудку. 3. Этот человек съел собаку в своем деле.
2. Объясните смысл образных выражений.
1. Дамоклов меч. 2. Двуликий Янус. 3. Львиная доля.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
Образец: (теплый)какао – теплое какао.
(Принципиальный) пари, (говорящий) какаду, (красивый) тюль, (Рождественский) шоу, (экзотический) Дели.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Болотце, плечико, западня, баня, солдат.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.
С 11, перед 373, взамен 2479, над 22.
4. Выберите правильный вариант ответа:
(Две, обе, вдвоем, двое) они должны были выйти в сад через заднее крыльцо, за садом найти готовые сани и ехать за (5) верст от Ненарадова в село Жадрино. У столба остановились (два, двое) (мастеровые), судя по запачканным копотью лицам, слесари, и один из них стал читать объявление о борьбе вслух, коверкая слова. (Шесть, шестеро) чулки. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос).
5.Просклоняйте предложенные фамилии в мужском и женском варианте.
Виктор (Вулич), Иван (Волк), Петр (Косых), Елена (Плохих), Руслан (Кошка).
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1.Отметьте факты неправильного (ненормативного) управления. Ошибки исправьте.
По возвращению из отпуска. Беспокоиться о доме. Оперировать с фактами. Описать обо всём. Петр уже не сомневался и в правоту того дела, за которым стоит Катерина и её друзья.
2. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.
Восхищение, уважение, гордость (подвиг), тосковать, скучать (вы).
3. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами.
1. Как только я перечитал рукопись, я решил ее доработать. 2. После того как брат поселился в деревне, он стал мечтать о новой жизни. 3. Охотники вздрогнули и оглянулись, потому что услышали в кустах какой-то шорох.
Задание № 6. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Ниже вразброс дана сконструированная нами библиографическая информация об источниках. Выполните их правильное библиографическое описание.
1. Р. Т. Белл «Социолингвистика. Цели, методы, проблемы». Перевод с английского И. Ю. Багровой. г. Москва, изд. «Международные отношения», 1990 г. Объём – 318 стр.
2. А. И. Дирина «Право военнослужащих Российской Федерации на свободу ассоциаций» Статья опубликована в сетевом журнале «Военное право» в 2009 г. на сайте www.voennoepravo.ru/ дата обращения: 23.07.2009).
3. Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. Современный экономический словарь» г. Москва, изд. «ИНФРА-М», 2006 г. пятое издание, переработанное и дополненное. Объём – 496 стр.
Задание № 7. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
К представленному тексту напишите аннотацию.
Выберите наиболее показательный отрезок для цитирования. Оформите цитату: 1) как самостоятельное предложение; 2) помещённую после двоеточия; 3) включённую в текст после подчинительного союза.
Вам предстоит важный разговор с начальником? Вы решили пробить на работе свою идею и стремитесь получить поддержку коллег? В ответственной деловой встрече вам во что бы то ни стало нужно настоять на своём? Во всех этих случаях не стоит полагаться на авось и рассчитывать только на везение и собственную интуицию.
Любое деловое общение требует подготовки - тщательно разыгранного сценария. От того, как вы «распишите» свою роль и подготовитесь к неожиданным выпадам собеседника, зависит успех переговоров. Большинство терпят фиаско по одной причине- рассчитывают на успех с первой попытки. И воспринимают итог переговоров с юношеским максимализмом: если «да», так «да», если «нет» - так уж окончательное «нет». А вот эксперты из чикагской Высшей школы бизнеса на основе детальных исследований предлагают приготовиться к деловой игре минимум в три раунда. По их подсчётам, большая часть – свыше 70процентов всех деловых контактов – получают успешное завершение лишь с третьей попытки. Со второй удаются только 25 процентов. А вот вероятность договориться о желаемом с первого раза не превышает пяти процентов.
Поэтому первый этап делового общения стоит рассматривать как прелюдию. Эксперты Высшей школы бизнеса предлагают такой игровой сценарий первого раунда.
Каким бы покладистым и сговорчивым ни казался собеседник, не настраивайтесь на быстрый успех. Учтите: у него почти всегда есть скрытые интересы, о которых он вас не проинформирует на старте переговоров.
Оценивайте первую встречу как рекогносцировку: сконцентрируйте максимум внимания на «прощупывании» собеседника, его психологии, поиске непроговорённых мотивов и намерений.
Ни при каких условиях не форсируйте переговоры, не демонстрируйте своё нетерпение побыстрее «ударить по рукам». Такой стиль поведения вызывает ответное сопротивление и вообще может сорвать ход встречи.
В итоге чикагские специалисты рекомендуют не нервничать, не торопиться, не рассматривать временную неудачу как поражение. Грамотная деловая игра требует умения терпеливо ждать, пока партнёр сам «дозреет» до позитивного решения к обоюдному согласию. Если что-то в обсуждении служит предметом спора, проводить его следует также по проверенным игровым правилам. Откажитесь от личных нападок: высказывания типа «Вы ничего в этом не понимаете» сразу же заводят разговор в тупик. Тщательно подбирайте слова, нельзя постоянно повторять одно и то же, даже если это высказывание кажется вам убедительным аргументом. Не ведите спор на глазах у посторонних: ненужная огласка только помешает достичь договорённости. Если у вас нет желания порвать отношения, по возможности оставайтесь спокойным даже в пылу спора. Помните, что повышая голос, вы раздражаете собеседника и он начинает прислушиваться к голосу своих эмоций, а не к доводам разума. Даже после ожесточённого спора попытайтесь найти нейтральную почву для примирения. Поможет к месту сказанный комплимент, уважительное высказывание, намекающее на то, как высоко вы оцениваете мнение и мысли собеседника. Так вы наведёте мост для повторного этапа деловой беседы, тогда шансы на успех многократно возрастут.
(Митяева Г. А. Учимся общению: взаимопонимание, переговоры, тренинг. - М.:ИНФРА-М, 1999. – С. 57 – 59).