Каган «философия культуры»
Система, структура, элемент, функция, целостность
• Система– [целое, состоящее из частей]совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.
• Система – совокупность объектов, объединенных относительно устойчивыми взаимосвязями, более значимыми, нежели взаимосвязи с окружающей средой, и создающими новое качество (называемое эффектом системы), которым не обладают ни отдельные эти объекты, ни другие их совокупности.
• Элемент – составная часть системы. Критерием выбора элемента служит то, насколько он фиксирует целостные свойства объекта, его структуру, динамику.
• Структура– строение, внутреннее устройство; упорядоченное множество подсистем и связей между подсистемами.
• Функция– работа элемента в системе.
• Целостность системы подразумевает, что в некотором существенном аспекте «сила» или «ценность» связей элементов внутри системы выше, чем сила или ценность связей элементов системы с элементами внешних систем или среды.
• Граница - наиболее совершенный механизм защиты (граница), способный оградить систему от сигналов, переработка которых выходит за пределы адаптационных возможностей.
Принципы системного подхода
Принцип целостности.
• Свойства системы принципиально несводимы к сумме свойств ее эелементов.
• Каждый элемент системы, его свойства, отношения зависят от места и функций внутри системы.
“Целое всегда больше суммы своих частей”
• Системный эффект (эммерджентность)– возникновение у системы новых свойств, которыми ни один из элементов не обладает.
Принцип структурности
• Для описания системы очень важно описание ее структуры.
• Поведение системы обусловлено не столько поведением элементов, сколько свойствами структуры.
• В структуре таится «тайна целостности» системы.
Принцип иерархичности
• Каждый компонент системы, в свою очередь, может быть исследован как система (подсистема).
• Структура системы включает строится на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. (Управляющая система и объект управления)
Принцип взаимозависимости системы и среды
Система формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии со средой.
Системное исследование в самом общем виде можно представить как три взаимосвязанных пути
• Предметный (элементный) анализ: выяснение компонентов элементов (компонентов, подсистем) и связей между ними. Морфология культуры и архитектоника культуры.
• Функциональный анализ: (место и роль). Важнейший принцип системного подхода – движение от целого к части.
• Исторический анализ (хроноструктурный подход). Изучение процесса развития системы. Процесса изменений, при которых система остается тождественна.
Важнейшая задача С.П. – выработка общей модели (культуры), все другие трактовки которого являлись бы частным случаем этого определения.
«Культура – форма бытия, образованного человеческой деятельностью». Каган М.С. Философия культуры. 1996.
«Культура - всеобщая технология человеческой деятельности» Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. 1971.
Критика (ограниченность) системного подхода к исследованию культуры
• Нацеленность на инвариантные модели (вариативность ускользает или описывается в очень абстрактной форме).
• Операции расчленения исследуемого материала ведут к схематизации, а, значит, к упрощению.
• Формализация исследуемого материала.
Каган «Философия культуры»
Рассматривал культуру как систему
Метасистема «бытие» - в неё входит культура как система.
Бытие в обыденном смысле – объективная реальность.
Культура – одна из форм бытия, как и человек, общество, природа.
Природа – сложившаяся форма существования материи.
Вторая форма бытия – общество людей. Отличие от животных – общественные отношения, не детерминированные биологически, не транслируемые генетически.
Третья форма – человек, синтезирующий природные и социальные закономерности.
Единство сущности и существования.
Человек стремится передать накопленный опыт последующим поколениям à возникает четвертая форма бытия – культура. Деятельность человека опредмечивается.
Культура охватывает человеческую деятельность:
1. качества самого человека как субъекта деятельности
2. способы деятельности
3. многообразие предметов (опредмечивание)
4. вторичные способы деятельности (распредмечивание)
5. человек как продукт культуры и её творец
6. связь процессов опредмечивания и распредмечивания с общением людей
Опредмечивание: накапливает опыт в отторгнутом от себя виде.
3 подсистемы культуры: духовная, материальная, художественная
3 сферы отношений Культура – Природа:
1. культура – вторая природа
2. Противоборство К и П внутри человека
3. Человек посредством мифа и искусства рисует идеяльный мир
Процесс превращения природы в культуру:
1. человек ощущает себя гармоничной частью природного мира
2. рождение цивилизации, человек освобождается от власти природы над собой
3. гармоничные отношения природных и культурных сил (в будущем)
3 подсистемы:
Духовная: результаты, продукты духовной деятельности:
1. познание
2. ценностное осмысление и идеальное преобразование
3. общение
Материальная:
1. физическая культура (человеческая телесность)
2. техническая культура (мир предметов, технологий)
3. социально-организационная культура (институты, учреждения)
Художественная культура
Культура как целое
Системный взгляд
Все элементы зависят друг от друга
Художественная культура – слой, кристаллизующийся вокруг искусства
Трехмерное пространство художественной культуры.
1. морфологическое – строение, виды, жанры, взаимоотношения
2. духовно-содержательное
3. функциональное
Никифорова спрашивала про функции культуры по Кагану, говорила, что они есть в Философии культуры, я не нашла. Если кто найдет – допишите, пожалуйста!