Вопрос 6. Скифо-сибирская культурно-историческая область (общая характеристика). Пазырыкская, уюкская и тагарская археологические культуры
В конце II тыс. до н.э. и в первые века I тыс. до н.э., в переходную эпоху от бронзового
века к железному, в степной полосе Евразии от Нижнего Придунавья до Монголии идет процесс постепенного усиления засушливости. В результате господствовавшая здесь ранее скотоводческо-земледельческая система хозяйствования, предполагавшая сочетание оседлости с ограниченной мобильностью населения, эволюционирует в качественно новую систему экстенсивного кочевого скотоводства. Этот ХКТ предполагает разведение лошадей, мелкого, крупного рогатого скота, жизнь в переносных шатрах или кибитках, возможность масштабных перемещений.
Скифская эпоха (называется по названию народа, который на самом деле проживал на западной территории этой общности). Включает в себя ряд культур. VII – III вв. до н.э.
– скифская культура (Северное Причерноморье, северный Кавказ)
– савроматская культура (степная зона от Уральско-Тобольское междуречье)
– культура сако-массагетского круга (Приаралье, Семиречье, Памир, Центральный и
Восточный Казахстан)
– пазырыкская культура (Горный Алтай)
– уюкская культура (Тува и близлежащие территории)
– тагарская культура (Обь-Енисейское междуречье)
Факторы, способствовавшие формированию скифо-сибирской культурно-исторической области.
– Единая генетическая подоснова культуры, так или иначе восходящие к срубно-андроновской области эпохи поздней бронзы.
– Сходная среда обитания (степь) и одинаковый уклад жизни создателей данных
культур кочевое скотоводство (исключение - тагарская культура с элементами
оседло-земледельческого хозяйства).
– Мобильность кочевых народов, обусловившая быстрое установление межкультурных
контактов и распространение сходных форм материальной культуры на гигантских
пространствах евразийской степи путем последовательных торговых обменов и отдельных
дальних степных миграций (в основном направленных с востока на запад).
«Скифская триада» (явления общие для всех культур скифо-сибирской общности)
вооружение
конское снаряжение
зооморфное прикладное искусство (скифский «звериный стиль»)
Сформировалось некое единство между культурами. Почти все культуры практиковали
подкурганность и труположение.
Пазырыкская культура
Датировка: VI-III вв. до н.э.
Ареал: Алтай и прилегающая часть Восточного Казахстана.
Пазырыкская культура является продолжением и развитием местных памятников переходной от бронзового века к железному (т.н. майэмирского типа), датируемых VIII-началом VI в. до н.э.
Для майэмирской эпохи характерно возникновение произведений искусства скифо-сибирского звериного стиля, а также постепенное перерастание вооружения и конского снаряжения предскифских типов в вооружение и конского снаряжение соответствующие «скифской триаде».
Погребенияпазырыкской культуры:
- малые и большие курганы с трупоположениями, обычно стоящие в ряд, образуя меридиальные и широтные цепочки родовых могильников
- курганы имеют каменную (реже – каменно-земляную) насыпь, перекрывающую могильную яму с установленным в нее срубом или каменным ящиком
- простейший мужской инвентарь – оружие, женский – нож и зеркало; у тех и других встречаются сосуды и кости барана; треть погребений сопровождались захоронениями лошадей (чаще всего лошадь укладывали в могилу к мужчине)
- встречаются богатейшие родовые кладбища царского масштаба – Пазырыкские, Башадарские, Туэктинские и др. курганные группы. Это курганы высотой 2-4 м, диаметром 50 м и более. Благодаря уникальному явлению – образованию под насыпями линзы вечной мерзлоты вследствие природных условий и антропогенных факторов все органические материалы в этих могилах остались в сохранности. Основа погребения – квадратная яма со стороной 7 м, глубиной – от 4 до 7 м. В южной части сооружался деревянный сруб, чаще имевший двойные стены, которые увешивались коврами, деревянный пол и бревенчатый потолок, перекрытый слоями проваренной бересты.
В сруб ставили саркофаг-колоду, содержавшую мумифицированное тело одного человека или двух (мужчины и женщины), рядом с саркофагом помещались ритуальные столики, орудия труда и другие вещи. В северной части ямы за пределами сруба укладывались погребальные повозки и принесенные в жертву кони. Столбы, стоявшие вдоль северной и южной стен сруба подпирали балки, на которые опирался верхний бревенчатый настил, сооружавшийся поверх потолка сруба и поверх отсека с конями и удерживавший на себе курганную насыпь.
К памятникам пазырыкской культуры относится погребение знатной женщины в кургане №1 могильника Ак-Алаха (раскопки 1993 г.) и мужчины в кургане №3 могильника Верх-Кальджин (раскопки 1995г.). Эти мумии покрыты татуировками, как и мумии Пазырыкских курганов №2 и 5.
Поселения не выявлены. Предположительно, жилищами на зимниках служили деревянные дома, по подобию которых сделаны срубы в могилах, а летом люди жили в берестяных юртах, повозках и в войлочных жилищах.
Курганы пазырыкской культуры содержали изделия из дерева, кости, войлока, кожи, шелка, бронзы, железа, золота и других материалов. Часть из них была произведена на месте, часть – импортирована из Китая, Ирана.
В комплекс пазырыкской одежды входили:
у женщин – длинный войлочный кафтан с длинными рукавами, хлопчатобумажная или шелковая рубаха, цилиндрическая тканевая юбка, войлочные чулки; головной убор – парики с войлочными «султанами», с аппликациями либо полушаровидные шапочки из лошадиной шкуры и др.
у мужчин – сходный, но не столь длинный, кафтан либо короткая куртка или шуба из шкур овцы или соболя, тканая рубаха; и мужчины, и женщины носили кожаные и тканые штаны; головной убор – войлочные башлыки шлемовидных и полушаровидных форм с навершиями в форме башенок или птичьих голов
Обувью тем и другим служили кожаные декорированные сапоги.
Специфичность скифской триады в пазырыкской культуре – особо широкое распространение здесь бронзовых и позднее железных однокольчатых удил, а также У-образных бронзовых трехдырчатых псалиев с окончаниями в виде голов грифонов, фантастических птиц, волчьих и кошачьих хищников. Кроме того, местному звериному стилю присуще разнообразие симметричных многофигурных композиций, вариативность по, в которых представлены животные. Своеобразны типы керамических сосудов: это лепные кувшины с высоким горлом, которые могли украшаться спиралевидными налепами или кожаными зооморфными аппликациями.