Античная культура и полис

На Древнем Востоке считалось, что чем больше государство, тем лучше. Но Платон и Аристотель считали, что государство должно быть средним. Маленькое – завоюют, а большое – неуправляемо.

На территории Древних государств (Греции, Италии) было очень много полисов (городов). В среднем в одном полисе жило 10 000 человек. Самый большой – Спарта. Жителей было немного, но территорию занимал большую. Более был заселён Афинский полис. Афины были культурной столицей Греции, это был второй по численности город после сицилийского полиса –Сиракузы (Италия).

Нередко полисы воевали между собой жёстко, с кровью. Города разрушались, мужчин убивали, женщины и дети – в рабство. Но территории присоединять было не принято (поэтому редко). Был создан морской союз (более 100 полисов). Афины – лидер с союзной казной (тратили общие деньги). Афины не давали большой самостоятельности полисам, но из морского союза единое государство делать не хотели.

В Греции полисы не объединялись, так как боялись потерять свободу. Греки всегда были свободолюбивым народом. В Греции уважали Восток. В Египет ездили постигать мудрость. Но благоговения к восточным царям греки не испытывали, для них царь-бог – чужой. Греки царей не признавали.

Греческие цари имели власть в своём полисе. Были не царь и поданные, а граждане. И хоть царь был богаче, но каждый грек – полноправный гражданин своего полиса.

Действия греческого полиса:

1. Управление своим государством (народное собрание).

2. Воинский долг.

3. Культурная деятельность.

Дополнительно:

1. С/х, ремесло.

2. Торговля.

Частная жизнь (семья, досуг, хозяйство) сочетались с государственными заботами.

Досуг – это:

1. Греческий театр.

2. Философские школы.

3. Гимназия с физическими упражнениями.

4. Игры с музыкой и пением.

Вопрос № 20.

Кризис гуманизма.

При Ренессансе кризис выразился в появлении утопий. Утопия – это фантастическое конструирование идеального общества (неосуществимая идея).

Утопист Мор придумал изолированный остров, где нет проблем общества и человека. На острове – тоталитаризм. Обязателен труд. Семья – на потоке. Общие столовые, одинаковая одежда. Рабство (пленники и преступники). Но их жизнь – предостережение для всех. Порядок во всём. Нет богатых и бедных.

Кризис гуманизма появился с развитием науки. Коперник в 1543 издал труд «Об обращении небесных сфер». Не Земля, а Солнце в центре мироздания, сотворённого Богом мира.

Коперник всё разложил по полочкам в астрономии. До этого считали, что за всеми планетами находится Эмпирей – где живёт Бог. Но оказалось, что Земля очень мала. Её можно объехать. Небо такое же пространство, что и земное.

Потом пришло время, когда гуманисты начали рассматривать человека не как вечность, а в конкретных жизненных ситуациях.

Вопрос 21.

Тема судьбы в Античности.

Раньше считалось, что для каждого человека есть судьба или рок. Её власть могущественна. Ей подвластны и люди, и боги.

Судьба-это длящийся суд, но ей нет судьи, нет судебного процесса и судебного приговора. Но в судьбе индивид приговорён (и отменить его нельзя) только за то, что он индивид.

Древний грек знал о том, «что смерть для людей лучше, чем жизнь», что не родиться лучше, чем родиться. Греки жизнью наслаждались, но и смерть принимали, как должное (судьба). В Античной жизни огромную роль играли гадания и предсказания. Рассмотрим действия судьбы в «Эдипе-царе» Софокла. Пифия предсказала Эдипу будущее с полной однозначностью: он убьёт отца и вступит в нечестивый брак с матерью. Но Эдип не хочет этого делать, и он убегает из дома и полиса, чем исключает совершение предсказанных преступлений. Но Эдип заслужил упрёка Пифии. Она ведь не сказала, кто его отец и мать, а только, что он убьёт одного и вступит в брак с другой. Приговор Пифии двухсмысленен. Поэтому предсказания судьбы не несут тех знаний, которыми можно реально воспользоваться.

Вопрос 22.

Новые основания антропоцентризма.

Антропоцентризм – философское учение, по которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм стоит в оппозиции к теоцентризму (центр всего - Бог), к античному космоцентризму (центр всего - космос).

Известно выражение Протагора, греческий философ, (5 век до н. э.): «Человек есть мера всех вещей». Оно было уточнено Сократом (5 век до н. э.): «Человек мыслящий есть мера всех вещей». Было учение Демокрита (4 век до н. э.) о человеке, как о микрокосмосе. Аристотель (4 век д. э.) считал человека самой глубокой сущностью бытия. Древние общества рассматривали человека, как часть необъятного космоса, его высшее состояние. Эпоха Возрождения дала новый взгляд на сущность человека, она дала основы современного понимания антропоцентризма. В Новое время человек осознал себя в окружающем мире на фоне научных открытий. В середине 19 века Маркс и Энгельс показали, что человек – не абстрактная сущность, а результат эволюции природы, но он может изменить этот мир по- своему.

В настоящее время человек – соучастник мировой эволюции, он ответственен за всё, что происходит в мире вокруг него.

Вопрос № 23.

Герой, раб, человек «золотой середины».

Герой.

Герои почитались всегда. А Античности герой был самым достойным человеком. Героем нельзя быть по отношению к людям негероическим. Героем человек становится в битве с равным ему или сильнее его. Почему Геракла нельзя назвать героем? Он боролся с чудовищами, богами, просто показывая свою мощь. Равных соперников у Геракла не было. Поэтому он напоминает скорее бога, чем героя. Геракл – герой-одиночка, не первый среди равных, а один такой. Поэтому и не герой полностью.

Герой должен сделать что-то нечеловеческое, но оставаться человеком (сверхчеловек). Сражение для героя – это его жизнь.

Лев –царь зверей, он показывает это зубами и когтями. Но перед разбушевавшимся слоном лев – большая кошка с поджатым хвостом. Вот герой отличается от льва тем, что он останется львом даже перед злым слоном.

Раб.

Сражение для раба – средство для достижения другой насущной цели.

Раб – человек судьбой перечёркнутый. Изначально рабы все, но герой – человек, рабство в себе выживший.А раб его принимает и уживается с ним.

Герой и раб – это несовместимые полюса одного мира. Но есть серединный тип – человек «золотой середины» (ЧЗС). Он не герой, но и не раб.

Наши рекомендации