К теме № 4. Античная культура

Литература:

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963. Т.1. («Ранняя классика»), гл.1.

2. Аверинцев С.С. Античная литература и ближневосточная словесность// Типология и взаимосвязи литератур Древнего мира. М., 1976.

3. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991 (стр. 145-179).

(ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТОВ ПРИВЕДЕНЫ В ХРЕСТОМАТИИ)

Задания и вопросы по теме:

1. Охарактеризуйте историко-культурную обстановку перехода от мифологической картины мира к «царству логоса».

2. Как формируется «универсальная» личность в бассейне Эгейского моря? Как возникает «запрет на плагиат» ?

3. Как А.В. Лосев трактует роль рабства в истории античной культуры?

4. Постарайтесь сформулировать основные черты различия в психологии личности человека Востока и античной культуры.

Темы рефератов (выступлений):

Самобытность культуры Древнего Рима: основные черты и достижения.

Литература:

1.Кнабе Г.С. Материалы лекций по общей культуре и культуре античного Рима. М., 1993.

2.Куманецкий К. История культуры Древнего Рима и Греции. М., 1992.

3.Момзен Т. История Рима. СПб., 1993.

4.Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. М., 2000.

5.Федорова Е.Л. Люди императорского Рима. М., 1990.
2. Искусство Древней Греции.

Литература:

1.Алпатов М.В. Всеобщая история искусств в 4-х т. М.-Л., 1948 -1952

2.Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1962

3.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992.

4. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1980.

Аполлоническая и дионисийская модели культуры Ф. Ницше как выражение ее естественно-природных начал.

Литература:

1.Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч., Т.1, 1996.

2.Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.

3.Немировская Л.З. Культурология: история и теория культуры. М., 1992.

К теме № 5. Средневековая европейская культура.

Литература:

1. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.

2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1974 (стр. 5-100).

3. Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Гл. 1.

(ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТОВ ПРИВЕДЕНЫ В ХРЕСТОМАТИИ)

Задания и вопросы по теме:

1. Какие черты древневосточной и античной культуры были усвоены средневековой христианской культурой?

2. Дайте общую характеристику христианской и варварской картины мира северной Европы. Как реализуется синтез этих картин в средневековых представлениях о времени и пространстве?

3. Назовите важнейшие особенности средневекового искусства и знаний о мире.

Темы рефератов (выступлений):

Пьер Абеляр - представитель средневекового свободомыслия.

Литература:

1. Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М.,1953.

2. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М.,1971.
3. Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. М., 1987. (С. 51-53, 271,272).

4.Петр Абеляр История моих бедствий. М., 1959.
5.Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков.

Самобытный эпос Ф. Рабле - отражение массовой культуры Средневековья.

Литература:

1. Бахтин М.М. Творчество Фр.Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

Творцы итальянского Возрождения.

Литература:

1. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях. М., 2000.

2. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.

3. Большаков В.П. , Завершинский К.Ф. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней. Великий Новгород, 2001.

4. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.

5. Дживельгов А.К. Творцы итальянского Возрождения. В 2-х кн. М., 1998.

6. История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998. С. 319.

7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

8. Рутенберг В. И. Титаны Возрождения. СПб., 1991.

К теме № 6. Новоевропейская культура.

Литература:

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995. С. 25-92.

2. Косарева Л.М. Социокультурный генезис культуры Нового времени. М., 1989. Гл. 1.

(ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТОВ ПРИВЕДЕНЫ В ХРЕСТОМАТИИ)

Задания и вопросы по теме:

1. Определите место эпохи Возрождения в становлении культуры Нового времени. Каково отношение итальянских гуманистов к средневековой культуре?

2. Назовите особенности «Северного Возрождения» и основные факторы перехода к «механической» картине мира. Как меняется этика человеческих отношений в связи с этим переходом?

3. Какие характерные особенности культуры Нового времени способствовали ее кризису к началу XX века?

Темы рефератов (выступлений):

Отражение основных культурных тенденций эпохи Нового времени в экономике, политике, морали, религии.

Литература:

1.Большаков В.П. , Завершинский К.Ф. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней. Великий Новгород, 2001.

2.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Основные социологические понятия // Избр. произ. М., 1990.

3.Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. М., 1992.

5.Зомбарт В. Буржуа. М., 1994.

6. Культурология/Под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону:изд-во «Феникс», 1998.(С.250-288 .)

7.Сковородкин В.М. Культурология. М., 2006. (С. 133-158).

Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. Гл. 5.

8.Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М., 1994.

9.Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. М., 1994.

Наши рекомендации