Физическое воспитание как учебная дисциплина в вузе выполняет важную социальную роль – способствует подготовке высококвалифицированных специалистов. Практическая реализация задач физического воспитания осуществляется на специально организованных занятиях физической культуры. В ходе занятия воплощаются в жизнь средства, методические принципы и методы физического воспитания.Занятие физической культурой – основная форма физического воспитания студентов. Содержание дисциплины «Физическая культура и спорт» регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на занятиях физической культуры.Характерными чертами занятия, отличающимися от других форм физического воспитания, являются следующие:- явно выраженная дидактическая направленность, обусловленная решением общеобразовательных задач;- строгая регламентация дозирования физической нагрузки;- постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.Занятиям присущи все перечисленные черты, что создает благоприятные возможности для достижения цели обучения – подготовки занимающихся к самостоятельной трудовой жизни, формирования потребности и умений регулярно заниматься физическими упражнениями для укрепления здоровья и поддержания высокого уровня физической подготовленности в течение всей жизни. Построение такого обучения обусловливает необходимость выполнения определенных требований к современному уроку физической культуры.Каждое занятие должно быть тесно связано с предыдущими и последующими, создавая, таким образом, систему занятий.Современное занятие отличает хорошая организация самостоятельной деятельности занимающихся. Занимающиеся должны овладеть умениями и навыками учебной работы, приемами самообразования и самоконтроля, добиваться формирования культуры движений, воспитывая тем самым потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.Определение задач занятияС каждого занятия занимающиеся должны уносить новые знания, умения, должны видеть, что улучшается их физическое развитие.Решение образовательных задач дает занимающимся знания, умения и навыки выполнять физические упражнения, а также умениями применять их в жизни.Решение воспитательных задач обеспечивает положительное влияние занятий физическими упражнениями на развитие моральных и волевых качеств личности занимающихся.Параллельно с решением образовательных задач ставятся и оздоровительные задачи. Большое значение имеют правильное дозирование нагрузки, надлежащие гигиенические условия проведения занятий, их организация на свежем воздухе, требования к форме. Особое внимание следует уделить осанке и дыханию занимающихся.Между тем анализ всего происходящего на занятии показывает, что весьма важным для достижения намеченного результата является процесс выполнения запланированных упражнений и связанных с этим выполнением многообразная деятельность. Это обусловило разделение урока на три части: подготовительную, основную и заключительную.После первого этапа – деления урока на части – наступает второй этап построения занятия – определение физических упражнений и их последовательности.Решающим, третьим этапом структуры занятия является определение взаимосвязанной последовательности действий и их результат.
Гигиеническая гимнастика: цели, задачи, организация
Примером неурочной формы может служить гигиеническая гимнастика, или, как ее еще называют, зарядка. Зарядка, выполняемая в течение 15–30 мин, препятствует развитию гиподинамии, более того, она может нести и тренировочную направленность, доступна и полезна всем независимо от пола и возраста. Ученые и врачи советуют заниматься зарядкой на свежем воздухе, а если такой возможности нет – в предварительно проветренной комнате.
В содержание зарядки включаются общеразвивающие упражнения, бег, ходьба, а также несложные упражнения из различных видов спорта для развития отдельных двигательных качеств. Продолжительность зарядки первые 8–10 недель составляет 10–15 мин и постепенно возрастает до 30 и более минут в последующем.