Упражнение «стройное устойчивое дерево»

Путешествие во внутренний мир продолжается. А теперь вообразите тёплый солнечный день. Вы слышите шелест листвы, пение птиц. Вы идёте по опушке леса. Вокруг вас молодые, стойкие, устойчивые, крепкие деревья. Здесь и берёзка, и ель, и дуб, и многие другие породы. Ваш взгляд останавливается на одном из этих деревьев. Возможно, у вас возникает желание прикоснуться к нему. Прикоснуться к его тёплой коре, обнять ствол этого стройного прекрасного дерева. Представьте, как вы сливаетесь с этим деревом. Ваши ноги становятся корнями этого дерева, они как бы крепко вросли в землю. Представьте, ваше туловище - это ствол выбранного вами стройного, устойчивого, крепкого дерева. Руки – ветви, пальцы – листья. С каждым вдохом эта энергия приятным теплом постепенно разливается по всему телу. Ощущение стройности, устойчивости, наполняют вас уверенностью и покоем. Итак, путешествие по лесу завершается.

Выход и активизация

Всё, что показалось вам важным во время этого сеанса, отложилось в вашем сознании. Аналогично тому, как настойчивый спортсмен с помощью ежедневных тренировок постепенно набирается силы и выносливости своих физических качеств, так и с помощью настоящих занятий, тренируя в воображении опыт достойного и успешного поведения, достигаются уверенность и эмоциональная устойчивость ваших душевных качеств. Возвращаемся в исходное состояние. Вы прекрасно отдохнули. Накопили сил. Зарядились энергией. Глаза открываются. Улыбнулись. Сжали руки. Сделали глубокий вдох и сладко потянулись. Ежедневные занятия в течение 2-3 месяцев значительно оздоровят вас, сформируют положительные качества, помогут преодолевать трудности. Сеанс закончен. Встали. Помассировали шею. Слегка попрыгали. И начали активный танец. До свидания. До следующей встречи.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя понятие «двигательная активность»?

2. Какие существуют методы количественной оценки двигательной активности?

3. Что такое гиподинамия?

4. Что понимается под правильной осанкой?

5. Какие правила необходимо соблюдать при проведения массажа?

6. Перечислите основные приемы самомассажа.

7. Назовите пассивные и активные упражнения на растягивание.

8. Что такое аутогенная тренировка?

Задание для самостоятельной работы студента

Провести хронометраж двигательной активности в течение дня.

Выполнить самомассаж различных частей тела, используя основные приемы.

Проделать укороченный сеанс аутогенной тренировки.

СЕМИНАР № 3

Тема: Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма человека. Биоритмы и их значение для организма человека (2часа).

Цель практического занятия

Ознакомить студентов с анатомо-морфологическим строением человека.

Ознакомить студентов с основными физиологическими функциями организма человека.

Дать общее представление о биоритмах.

Задачи

1.Раскрыть общие понятия о системах организма.

2. Биоритмы человека и их значение в организации жизни.

План

1. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма человека.

2. Биоритмы и их значение для организма человека.

Рекомендательный библиографический список литературы

1. Доскин В.А., Лаврентьев Н.А. Ритмы жизни.М. – 1991. – 247 с.

2. Ильинич В.И.Физическая культура студента и жизнь: учебник /В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2007. – 366с

3. Основы теории и методики физического воспитания студентов нефтегазовых вузов заочной формы обучения с применением дистанционных технологий. /сост. Н.А. Красулина., Г.В. Валеева, М.А. Зайнетдинов, Л.Р. Шафикова, А.П. Смирнова,Д.З. Валеев, Р.А. Хужин, А.В. Греб. – Уфа: УГНТУ, 2017. – 166 с.

АНАТОМО-МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ

И ОСНОВНЫЕФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Занятия физическими упражнениями и спортом вызывают в организме человека многосторонние и глубокие изменения в соответствии с общими биологическими принципами. Поэтому, естественнонаучную основу физического воспитания составляют медико-биологические науки: биология, анатомия, физиология, морфология и др.

Систематическое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем организма. Они являются важнейшим средством предупреждения заболеваний и борьбы с ними. Но если физические упражнения применяются без учета закономерностей физического воспитания, то они могут принести вред. Поэтому необходимо учитывать влияние физических упражнений в конкретных случаях, имея в виду то, что организм человека – это единое целое, и любое движение вызывает деятельность многих его органов и систем, оказывая на него общие и специфические воздействия.

Организм человека состоит из отдельных органов, выполняющих свойственные им функции. Различают группы органов, совместно выполняющих какую-либо общую функцию, их называют системами организма.

Назовем основные системы организма. Это сердечнососудистая, дыхательная, выделительная, пищеварительная, эндокринная, нервная и костно-мышечная системы.

Организм человека является целостной открытой саморегулирующейся живой системой, реагирующей на изменения внешней и внутренней среды, имеет автономную систему регуляции и управления жизненными функциями при различных ситуациях.

Современная наука рассматривает организм человека как единое целое, в котором все органы находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии и образуют сложную саморегулирующую, саморазвивающуюся систему. Жизнедеятельность организма можно рассматривать как согласованную активность его анатомо-физиологических систем: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной, а также опорно-двигательного аппарата. Организм может существовать только при постоянном взаимодействии с окружающей средой и обновляться за счёт такого взаимодействия.

Выработанное в процессе эволюции важнейшее свойство живого организма – поддерживать постоянство внутренней среды, получило название гомеостаз. Явление гомеостаза состоит в том, что живые организмы при изменении факторов внешней и внутренней среды стремятся обеспечить оптимальные условия своего существования (температура, артериальное и осмотическое давление и т.д.). Важную роль в сохранении гомеостаза играет гуморальная и нервная регуляция функций. Нервный механизм регулирования осуществляется через нервные импульсы, идущие по определённым нервным волокнам к строго определённым органам или частям организма. Основным нервным механизмом регуляции функций является рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, поступающее из внешней или внутренней среды. Различают два вида рефлексов: а) безусловные – врождённые и б) условные – приобретённые.

В обеспечении взаимодействия между органами и тканями ведущая роль принадлежит нервной регуляции: её действие в 250-300 раз выше, она всегда строго направлена к определённому эффектору и может быстро прекращаться.

Основным свойством организма, как биологической системы, является саморегуляция. Под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом в мышечной, костной, сердечнососудистой и других системах происходят прогрессивные морфофункциональные изменения, которые обеспечивают приспособляемость организма человека к тренировочным и соревновательным нагрузкам. Без знания закономерностей функционирования органов и систем организма, особенностей сложных процессов жизнедеятельности нельзя правильно организовать процесс физического воспитания, определить объём и

интенсивность физических упражнений, обеспечить оздоровительный эффект занятий.

Наши рекомендации