Изыщи способ ослабить или снять мышечный панцирь
Разум и тело — два аспекта одной информационной системы.
М. Эриксон
Начнем с памяти тела. Как подчеркивал В. Райх [по: 208], вся структура тела и характера человека является единым защитным механизмом. В памяти мысли связаны как с эмоциями, так и с моторными реакциями, поэтому активация любой из этих компонент в ассоциативной сети активирует и другую компоненту. Наше тело выступает экраном и фиксатором всех социальных взаимодействий, преобразуя психическое в телесное. Возникающие при этом мышечные зажимы выполняют функцию защиты, блокируя тревожность, гнев и сексуальное возбуждение, и тем самым превращают мышечный панцирь в психический (одновременно искажая естественные чувства). Только разблокирование мышечных зажимов нормализует гибкость и тела, и психики.
Известно, что возможность испытывать удовлетворение у человека тесно связана с мышечным тонусом. Удовлетворение недостижимо, когда какие-то группы мышц не работают нормально из-за избыточного напряжения. Такие «зажатые» мышцы со временем «скукоживаются», а это, в свою очередь, блокирует не только двигательную подвижность, но и соответствующую ментальную область. Поэтому для восстановления способности переживать удовлетворение необходимо прежде всего ослабление мышечного тонуса, а для этого, в свою очередь, необходимо обратить внимание на мышцы. Инспекция состояния своей мускулатуры и обнаружение наиболее зажатых ее частей облегчает возможность как фиксации активизации защиты, так и интерпретации ее причины. Тем самым доступным становится непосредственное обращение к внутреннему конфликту путем мышечного отреагирования и расслабления.
У тела свой язык и своя память. В отличие от словесного, это язык ощущений и телесных образов, всегда присутствующих одновременно, здесь и сейчас, в то время как словесный поток всегда последователен. Не понимая логики тела, многие живут «потом», предполагая сначала сделать это, это и это, а затем уже приступить к тому («Потерплю, а потом поживу в свое удовольствие»). Эти люди не понимают, что, пока они «терпят», проблемы воплощаются в памяти мышц, деформируя психику, вследствие чего они лишаются и вожделенного будущего, и настоящего. Тело «поглощает» (запоминает) энергию тревоги и консервирует ее в снижении подвижности различных мышц, в зависимости от переживавшихся ранее чувств. Именно эту мысль отражает выражение: «На его плечах лежит ответственность». За счет уклонения психической энергии на мышцы и уменьшения числа степеней свободы тела становится возможным уход от реальных страхов.
Как показал В. Райх, хронические психологические конфликты неотделимы от бессознательных сокращений в семи главных мышечных областях, различающихся в зависимости от характера конфликта. Он пришел к заключению, что механизмам психологической защиты, тормозящим нормальное функционирование организма, можно противостоять, расслабляя зажимы мышц с помощью прямого телесного контакта. Любая мышечная релаксация гасит эмоции тревоги и страха за счет усиления тонуса парасимпатической системы, возникающего при расслаблении мышц. Кроме того, происходит снижение активности лимбической и гипоталамической систем, в результате чего ослабляется тревожность [132, с.102].
Оптимальный эффект дают специальные мышечные упражнения [69, с. 311]. Каждой эмоции соответствует напряжение в различных мышцах и органах, которое само по себе, без специальных усилий не находит разрядки. Хроническое напряжение создает области блоков, в которых ухудшаются кровообращение и обмен веществ, и постепенно эти участки становятся подвержены различным заболеваниям. Разрядка происходит только после того, как эмоции осознаны и выражены социально приемлемым способом. Тогда напряжение в мышцах и внутренних органах нормализуется. В неблагоприятных условиях, кроме локальных зажимов, совокупность таких проблемных зон образует целостный «мышечный панцирь», из-за которого человек теряет пластичность и становится скованным.
Только после специального физического воздействия на мышцы обездвиженные ими чувства высвобождаются. Именно поэтому снятие мышечной брони может сопровождаться внезапными, непроизвольными чувствами — гнева, ревности, горя, — что свидетельствует об эмоциональных конфликтах, сдерживаемых хроническим мышечным напряжением [204, с. 322].
Глубокое мышечное расслабление может быть достигнуто и при медитации. Однако эффективнее специальные движения и массаж, приводящие к «растворению» мышечных зажимов и «стиранию» отрицательных эмоций, связанных с мышцами. Так, система массажа И. Рольф (рольфинг) позволяет вернуть телу правильное положение и гибкость, что ведет и к психическому равновесию.
Разрабатывать зажатые мышцы можно также в спонтанном танце. Музыка и ритм побуждают к движению даже негибких и пассивных людей. В этом случае, кроме работы с мышцами, дополнительно включаются эмоциональные рычаги нормализации состояния, так как танец является символическим выражением чувств и настроения танцующего. Обращусь к примеру из своей практики:
Мы с мужем путешествовали по Дагестану. На одной из туристских баз по вечерам так громко играла музыка на танцплощадке, что несколько пожилых пар не могли найти себе место, не то что уснуть. Утром они вставали злыми и совершенно разбитыми. Тогда я нашла заброшенную неосвещенную танцплощадку и пригласила этих людей вечером прийти туда. Там я предложила им расслабиться и в полной темноте постараться двигаться под музыку, «отпустив на свободу» свое тело. «Главное — двигайтесь под музыку!» Они поворчали, посмеялись, но все же попробовали. На следующий день они пришли и танцевали почти час и рассказали, что им стало и морально, и физически легче!
При любом способе снятия зажимов из мышц извлекается подавленная и запертая в них энергия. В этом плане поражает прием, изобретенный американскими военнопленными в японских лагерях. Когда какой-то солдат начинал умирать от психосоматической болезни, развившейся вследствие стремления к смерти, другие заключенные нарочно избивали его. Удивительно, но, оправившись после избиения, человек выходил из депрессии и уже не впадал в нее снова [40, с. 62].