Кардинальная перестройка системы ценностей личности

11. Катарсис — достижение душевного равновесия (после экстремального потрясения) не путем подстройки неприемлемого события к наличной системе ценностей, а путем ее капитальной реконструкции, когда травмировавшие события уже не порождают противоречий и внутренних конфликтов.

Уже из этого краткого перечня особенностей разных форм подсознательной защиты видно, что они в разной степени поддаются вылавливанию в поле переживаний, с целью последующей произвольной коррекции. В случае сновидения, отчуждения и катарсиса стратегии преодоления отрабатываются особенно трудно. Действительно, сновидение редко запоминается и поэтому плохо поддается последующему осмыслению. На сновидение человек обращает внимание только в случае повторяющейся фабулы или особенно мощного эмоционального сопровождения — страха, тревоги, восторга. Отчуждение весьма трудно ощутить, поскольку в распоряжении всех сепарированных личностей лишь одно тело. В этом случае работает принцип «либо — либо»: когда я здесь, меня нет там, а когда я там, меня нет здесь, — поэтому сравнивать и делать выводы чрезвычайно сложно и возможно только в особых ситуациях. Наконец, катарсис — состояние, возникающее только в экстремальных ситуациях, в которых, как во время пожара, не до анализа своих состояний и переживаний. Однако если не выловить и не понять причину, то и корректировать поведение не представляется возможным. В случае остальных форм защиты преодоление отрабатывать проще.

Что же такое преодоление? Будем его понимать как осознанные варианты снижения влияния подсознательных защит. В предыдущих главах мы рассмотрели проявления трех видов защиты — коллективного бессознательного, подсознательной защиты и осознаваемых стереотипов, — и увидели, что по мере продвижения от древних, врожденных форм к современным, осознаваемым их произвольная управляемость растет.

Коллективное бессознательное базируется на фундаменте инстинктов и носит полностью неуправляемый характер. Оно включает стратегии, работающие в экстремальных ситуациях, имеющие вневременную ценность и пригодные для преодоления трудностей не столько в жизни отдельной личности, сколько общества в целом. Эти стратегии обладают особой гибкостью проявления, так как форма оживляемого архетипа интерпретируется через реалии современной событию культуры.

Формы подсознательной защиты в основном формируются в течение жизни человека. Они также вклиниваются в поведение автоматически, но их последствия не столь неотвратимы: использование личного и общественного опыта позволяет накопить некоторые стратегии преодоления, помогающие справиться с их последствиями.

В этой главе мы рассмотрим применение стратегий нормализации душевного равновесия, связанных с запоминанием высокой эффективности некоторых форм поведения. Вместе с тем стратегии преодоления нормализуют душевное равновесие человека за счет временного изменения состояния его внутреннего мира, не затрагивая внешние события, травмирующие человека, заставляя его для обретения равновесия вновь и вновь искажать информацию о них. Только стратегии совладания (см. главу 6) связаны с изменением внешних обстоятельств и потому способствуют долговременному улучшению душевного состояния.

Трудность овладения способами, позволяющими справляться с последствиями стресса и автоматического вторжения защиты, состоит в том, что эти способы не могут быть прямыми, поскольку причина тревоги и страха не осознается. Однако, ощущая перемену в своем состоянии под влиянием стресса, даже не зная причины, человек может попытаться помочь себе одним из косвенных способов. Овладение такими косвенными приемами потребует от него умения, во-первых, осознавать свои эмоции, во-вторых — устанавливать связь между конкретной эмоцией и ситуацией, ее породившей. Это вполне решаемая задача, поскольку по мере развития самосознания человек становится способным осознавать и то и другое (например, что он грызет ногти, когда необходимо забыть неприятности, поскольку это помогает справиться с внутренним напряжением и дискомфортом).

ПРИЧИНЫ ДУШЕВНЫХ КОНФЛИКТОВ

Обычное отчаяние — это отчаяние из-за отсутствия выбора или невозможности быть собой, но самая глубокая форма отчаяния — это решение быть другим, а не собой.

С. Кьеркегор

Итак, чтобы справится с последствиями стресса и автоматического вторжения защиты, требуется: насторожиться, уловить свои ощущения, определить их причину и связать их с определенным поведением. Сперва кратко перечислим обстоятельства, ввергающие нас в конфликты и кризисы, порождающие условия включения подсознательной защиты, неблагоприятные последствия которых мы и собираемся смягчить.

Причины как душевного кризиса, так и конфликта могут быть внутренними и внешними. Стрессор не обязательно расположен вне организма. Так, частота пульса может быть неверно истолкована человеком, если он считает, что она неуправляема. В результате у него возникает приступ паники. Частота сердцебиения служит примером внутреннего стрессора.

К внешним стрессорам обычно относят пять типов:

1) ситуационный кризис связан с причинами, не зависящими от человека, вовлеченного в него, — например, травма, пожар в доме;

2) адаптационный кризис связан с негативными событиями и вынужденным приспособлением к ним, — например, нежелательная беременность, выход на пенсию, новая работа, переезд в другой город, поступление в институт;

3) интеграционный связан с событиями, оцениваемыми как позитивные, но вызывающими стресс, вследствие длительного напряжениям при освоении новых обязанностей, событиями: вступление в брак, рождение ребенка, выздоровление после длительной болезни;

4) депривационный связан с утратой близких людей (при разводе, расставании, смерти);

5) межличностный связан с разногласиями между супругами, детьми, родителями, друзьями и сотрудниками. Его провокаторами могут выступать новая работа, уход из семьи, смена места жительства [68, с. 135].

Обнаружив себя в каком-либо из перечисленных обстоятельств, самое время ответить на вопросы: «А не является ли теперь мое поведение вынужденным? Не управляет ли моей логикой и действиями автоматизм защиты? Может быть, мне удастся вспомнить, как я поступаю в подобных случаях вне этого конфликта?». Например, когда «мишень» помогает человеку задуматься о существе возникшего внутреннего конфликта: «Почему этот мой старый знакомый так внезапно стал представляться мне в черном цвете? Почему раньше я не замечал за ним всех этих плохих качеств? Может быть, теперь мне срочно нужен темный фон, чтобы почувствовать себя личностью не столь темной? Может, причина такой перемены в моем восприятии — вторжение психологической защиты, которая, стремясь вернуть мне душевную гармонию и покой, так исказила мое представление об этом человеке?»

Необходимо помнить, что конфликт всегда провоцируется противоречием, которое может быть разной природы. Так, конфликт может быть следствием несовместимых потребностей: 1) двух одинаково привлекательных, но противостоящих друг другу желаний (ситуация «буриданова осла»; 2) двух отрицательных ценностей, когда трудно выбрать «меньшее из зол» (ситуация выбора между чумой и холерой); 3) двух разнонаправленных потребностей. Нечто привлекает, но получить желаемое мешает что-то, что отвращает (ситуация: хорошее вознаграждение за неприятную работу).

Конфликт, порожденный несовместимостью потребностей или установок, переживается как диссонанс, дискомфорт, нарушение внутреннего равновесия. Человек может по-разному избавиться от этого состояния. Во-первых, осознанно отказаться от желания, несовместимого с выработанной ранее установкой, не дожидаясь включения отрицания, вытеснения или подавления. Во-вторых, приобрести новые знания, создающие существенный перевес одной позиции, и пересмотреть привычные установки и жизненные ценности таким образом, чтобы исключить диссонанс, не допустив включения рационализации или интеллектуализации. Например, некто считал одного из своих знакомых человеком порядочным и вдруг узнал о его дурном поступке. Как ему избавиться от огорчения? Самое простое — не поверить («Он не мог!»). Далее — можно изучить подробности происшествия, в надежде обнаружить что-то, способное оправдать дурной поступок («Ах так, ну тогда другое дело»). Не исключено и коренное изменение отношения к этому человеку («Кто бы мог подумать!»).

Кроме несовместимых потребностей и установок, причиной конфликта может служить и неадекватная самооценка — завышенная или заниженная. Завышенная самооценка проявляется в утрате критического отношения к своему поведению, ослаблении способности ограничивать свои желания. Как следствие, возникает обвинительный настрой ко всему окружению, и, если от него не избавиться, включается проекция. Заниженная самооценка ведет к хроническому неодобрению себя. Она провоцирует избыточный самоконтроль, приводящий (под давлением совести) к моральным срывам. В экстремальной ситуации может возникнуть чувство собственной неполноценности и вторжение замещения, результат которых — отрыв от реальности, появление далеких от жизни установок, фантазирование, жизнь в грезах. Человек, который себя не одобряет, живет в постоянной тревоге за себя. Не имея уверенности в себе, он вынужден жадно овладевать всем, что есть у других, доказывая, что он не хуже их. Такой человек пребывает в постоянной зависимости, порождающей так называемую черную зависть: когда мало самому добиться успеха — еще нужно, чтобы друзья и «везунчики» потерпели крах.

Для человека с заниженной самооценкой сделанный шаг — еще не конец, у него и после принятого решения может возникнуть внутренний конфликт. Когда ответственный выбор сделан, положительные стороны отвергнутой альтернативы и отрицательные стороны избранной создают у него диссонанс с принятым решением. Тогда вмешивается рационализация,

чтобы задним числом повысить ценность совершенного действия («сладкий лимон») или обесценить его отрицательные аспекты («зелен виноград»). Если человек тенденциозно меняет оценки в пользу уже избранной альтернативы, то диссонанс постепенно исчезает, но весы могут колебаться еще долго («Все же правильно или неправильно я поступил?»).

Наши рекомендации