Характеристика спорта высших достижений и массового спорта.

Большинство современных видов спорта сформировалось в качестве специфических элементов физической культуры, составив в совокупности крупную ее часть. По сравнению с другими ееком­понентами спорт предоставляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей человека, требующихся в той или иной деятельности, избранной в качестве предмета спортивной специализации.

В настоящее время спорт подразделяется на следующие организационно-правовые формы:

*массовый спорт (спорт для всех);

*спорт высших достижений (олимпийский спорт);

*профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий спорт).

Массовый спорт - представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представи­телей различных возрастных групп в доступных им видах спорта сцелью укрепления здоровья, кор­рекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достиже­ния физического совершенства.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, про­тивостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повсе­дневной жизни.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

Спорт высших достижений (олимпийский) - предполагает систематическую плановую много­летнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения макси­мально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

Профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий спорт) - коммерческо-спортивная деятель­ность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.

2Основные характеристики техники физических упражнений (пространственные, временные, пространственно-временные, динамиче­ские, ритмическая).

В связи с различными аспектами анализа техники движений выделяют кинематическую (простран­ственную, временную и пространственно-временную), динамическую (силовую) и ритмическую или, более широко, общую координационную структуру движений.

Пространственные характеристики характе­ризуется:

• рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата, обеспечивающим целе­сообразное исходное положение перед началом действия и оперативную позу впроцессе его выпол­нения:

-Правильноеисходное

-Рациональная оперативная поза

• соблюдением оптимальной траектории движений (направление, форма и амплитуда).
Технику физических упражнений характеризует не сама по себе траектория перемещения тела, а оптимальное сочетание траекторий движения его различных звеньев, рациональное регулирование этих движений по направлению, амплитуде и форме траектории.

Амплитуда (размах) движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц.

Движения отдельных звеньев двигательного аппарата человека по форме траектории криво­линейны (а не прямолинейны), Временные характеристики. С позиций биомеханики движения характеризуются во времени его моментами, длительностью и темпом (частотой повторений, или количеством движений в единицу времени).

Пространственно-временные характеристики. Пространственные и временные параметры движений могут быть разделены только условно. Они выражаются в величинах скорости и ус­корения, придаваемых звеньям двигательного аппарата.

Динамические характеристики. Биомеханические силы, с использованием которых совершаются движения человека, принято подразделять на внутренние (силы активного сокращения — тяги мышц, силы упругого, эластического сопротивления растягиванию мышц и связок, и т. д.) и внешние (гравитацион­ные силы, силы реакции опоры, силы трения, силы сопротивления внешней средыв и т.д.). Взаимодействие всех этих сил составляет силовую, или динамиче­скую, структуру двигательных действий.

Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений. Применительно к физическим упражнениям ритм означает определенную упорядоченность движений в составе целост­ного действия, при которой акцентированные (связанные с активным нарастанием мышечных напря­жений) фазы действия закономерно чередуются с неакцентированными (отличающимися меньшими напряжениями либо расслаблением)..

3 Педагогический контроль. Его объекты, виды и организация в физическом воспитании.

Педагогический контроль – это система мероприятий обеспечивающих проверку запланированных показателей ФВ для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Основная цель определение связи между факторами воздействия (средства нагрузи, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д.

1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года, предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям.

2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль над оперативным состоянием занимающихся осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.

3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных по величине, направленности, физических нагрузок. Данные текущего состояния служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.

4. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном тренировочном эффекте, С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок.

5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового план-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса ФВ и его составляющих. Данные итогового контроля являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

В практике ФВ применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение (поведение, степень внимания, внешние признаки реакции на нагрузку), опросы (о состоянии на основании их собственных показателей и самочувствии до, во время и после занятий), приём учебных нормативов, тестирование, контрольные, соревнования (данные о степени тренированности и уровне физ. подготовленности).

Наши рекомендации