Характеристика спорта высших достижений и массового спорта.
Большинство современных видов спорта сформировалось в качестве специфических элементов физической культуры, составив в совокупности крупную ее часть. По сравнению с другими еекомпонентами спорт предоставляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей человека, требующихся в той или иной деятельности, избранной в качестве предмета спортивной специализации.
В настоящее время спорт подразделяется на следующие организационно-правовые формы:
*массовый спорт (спорт для всех);
*спорт высших достижений (олимпийский спорт);
*профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий спорт).
Массовый спорт - представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта сцелью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства.
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.
Спорт высших достижений (олимпийский) - предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.
Профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий спорт) - коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.
2Основные характеристики техники физических упражнений (пространственные, временные, пространственно-временные, динамические, ритмическая).
В связи с различными аспектами анализа техники движений выделяют кинематическую (пространственную, временную и пространственно-временную), динамическую (силовую) и ритмическую или, более широко, общую координационную структуру движений.
Пространственные характеристики характеризуется:
• рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата, обеспечивающим целесообразное исходное положение перед началом действия и оперативную позу впроцессе его выполнения:
-Правильноеисходное
-Рациональная оперативная поза
• соблюдением оптимальной траектории движений (направление, форма и амплитуда).
Технику физических упражнений характеризует не сама по себе траектория перемещения тела, а оптимальное сочетание траекторий движения его различных звеньев, рациональное регулирование этих движений по направлению, амплитуде и форме траектории.
Амплитуда (размах) движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц.
Движения отдельных звеньев двигательного аппарата человека по форме траектории криволинейны (а не прямолинейны), Временные характеристики. С позиций биомеханики движения характеризуются во времени его моментами, длительностью и темпом (частотой повторений, или количеством движений в единицу времени).
Пространственно-временные характеристики. Пространственные и временные параметры движений могут быть разделены только условно. Они выражаются в величинах скорости и ускорения, придаваемых звеньям двигательного аппарата.
Динамические характеристики. Биомеханические силы, с использованием которых совершаются движения человека, принято подразделять на внутренние (силы активного сокращения — тяги мышц, силы упругого, эластического сопротивления растягиванию мышц и связок, и т. д.) и внешние (гравитационные силы, силы реакции опоры, силы трения, силы сопротивления внешней средыв и т.д.). Взаимодействие всех этих сил составляет силовую, или динамическую, структуру двигательных действий.
Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений. Применительно к физическим упражнениям ритм означает определенную упорядоченность движений в составе целостного действия, при которой акцентированные (связанные с активным нарастанием мышечных напряжений) фазы действия закономерно чередуются с неакцентированными (отличающимися меньшими напряжениями либо расслаблением)..
3 Педагогический контроль. Его объекты, виды и организация в физическом воспитании.
Педагогический контроль – это система мероприятий обеспечивающих проверку запланированных показателей ФВ для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Основная цель определение связи между факторами воздействия (средства нагрузи, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д.
1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года, предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям.
2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль над оперативным состоянием занимающихся осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.
3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных по величине, направленности, физических нагрузок. Данные текущего состояния служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.
4. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном тренировочном эффекте, С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок.
5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового план-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса ФВ и его составляющих. Данные итогового контроля являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.
В практике ФВ применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение (поведение, степень внимания, внешние признаки реакции на нагрузку), опросы (о состоянии на основании их собственных показателей и самочувствии до, во время и после занятий), приём учебных нормативов, тестирование, контрольные, соревнования (данные о степени тренированности и уровне физ. подготовленности).