Быстрота сложных двигательных реакций и методика их направленного развития.
Средствами развития быстроты являются упражнения выполняемые с предельной либо около предельной скоростью (т.е. скоростные упражнения).
Основной метод при развитии быстроты реакции – метод повторного выполнения упражнения, заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель установкой на сокращение времени реагирования.
Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях. Например, в беге на короткие дистанции отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта.
Особенности воспитания быстроты сложной реакции можно рассмотреть на примере двух типов сложной реакции: реакции на движущийся объект и реакции выбора.
Реакции на движущийся объект встречаются в единоборствах и играх с мячом. Так, например, вратарь, когда бьют по воротам, должен: 1) увидеть мяч, 2) оценить направление и скорость его полета, 3) выбрать план действия, 4) начать его осуществлять. Из этих четырех элементов складывается в данном случае скрытый период реакции. В реакции на движущийся объект основное значение имеет умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся предмет; тренировочные требования повышают путем увеличения скорости, внезапности появления объекта, сокращения дистанции.
Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера или окружающей обстановки. Например, фехтовальщик, берущий защиту, выбирает один из возможных ее вариантов в зависимости от вида атаки противника. Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки, вчастности в единоборствах — от разнообразия поведения противника.
При воспитании сложной реакции идут по пути постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки. Например, сначала обучают принимать защиту в ответ на заранее обусловленный удар или укол; затем ученику предлагают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т. д
3Задачи, содержание и организация физического воспитания студентов спортивного учебного отделения.
Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе распределяются по учебным отделениям на основное, специальное и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, интересов студентов. На основе этих показателей каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного курса физического воспитания. Каждое отделение имеет определенное содержание и целевую направленность занятий.
В спортивное учебное отделение(учебные группы по видам спорта) зачисляются студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и изъявившие желание углубленно заниматься и совершенствовать свое мастерство в одном из видов спорта.
Занятия строятся на основе соблюдения принципов спортивной тренировки (цикличность, волно-образность, единство общей и специальной подготовки и др.).
Студенты спортивного отделения выполняют обязательные за четные требования и нормативы, установленные для основного отделения и в те же сроки.
Таким образом, учебный процесс по физическому воспитанию студентов включает в себя два взаимосвязанных содержательных компонента:
*базовые занятия физической культурой, обеспечивающие формирование основ физической культуры личности;
*спортивный компонент, дополняющий базовый и включающий занятия в избранном виде спорта, учитывая индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности.
Билет № 10
Сущность и определение понятий«физическая культура личности»
ФКЛ – воплощение в самом человеке результата использования материальных и духовных ценностей к ФК в широком смысле, т.е. усвоенные человеком «физкультурные» знания, умения, навыки, достигнутые на основе использования средств ФВ показатели развития и т.п.