Современное состояние педагогического сопровождения самореализации младших подростков досуговой деятельности
В процессе прохождения практики в сельской школе нам представилась возможность выявить проблемы занятости младших подростков, так как основная цель данного учреждения - организация досуга и занятость подростков, а также профилактическая работа. Основными задачами в сельской школе является оказание информационной, консультативной и психолог – педагогической помощи детям, молодежи, родителям, педагогам по вопросам развития и воспитания молодежи, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, адаптация детей и молодежи к жизни в обществе. Также дополнительные направления - оказание юридической, психологической помощи и поддержки подростков; работа по профилактике ВИЧ/СПИДа.
На этом этапе исследования мы изучали деятельность педагога по занятости младших подростков во внеурочное время. В данном учреждении используются формы работы по организации досуговой деятельности подростков.
Словесно - логические формы , где основным средством воздействия являлось - слово (убеждение словом), вызывающие ответные реакции у детей. К такому типу форм относятся беседы на профилактические темы: классные часы, собрания, мероприятия, проводимые педагогом, где главным было обмен информацией, обсуждение проблем.
Образно - художественные формы - они объединяли в себе такие дела, где главным средством воздействия являлось совместное переживание, вызвать - сильные, глубокие и обладающие коллективные эмоции, подобные тем, которые испытывают подростки на праздниках. Благодаря художественным образам, педагог может настроить детей на восприятие материала, что вызывает у подростков заинтересованность. Большой потенциал имели такие формы, как классные часы, игры - экскурсии, уроки – тренинги.
Школе в незначительной мере сохранила систему организации внеурочной работы. Большую часть в этой работе играет секции по футболу, волейболу и различным видам спорта. Подростки, посещающие данные секции в дальнейшем посещают соревнования. Это оказывает широкие возможности для грамотной занятости времени подростка.
Трудовые формы внеурочной работы - положительно воздействовало на младший подростков совместная работа, любой труд. Это разные виды работ в школе, например помощь ветеранам Вов, разная помощь нуждающимся.
Игровые формы работы - в этой работе педагог использует познавательные, соревновательные, конкурсные игры. Эти игры были направлены на развитие у подростков сплоченности, чувства толерантности, потому что они важны для воспитания молодого поколения.
Особое внимание уделяется психологическим формам . В формах работы этого типа основными средствами воздействия являлись элементы психологического тренинга. К ним относились: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения.
Для успешного дела разных форм работы с младшими подростками, педагог раскрывал их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально организовал их. В любой форме работы педагог опирался на воспитание организации своего досуга, развивала у них ответственность, прививала культурные ценности. Это требовало постоянной работы педагога, а также каждодневных усилий семьи, школы и общества.
Успешной работе также способствует составление различных планов: перспективные (на длительное время, например на год) и рабочие (на месяц, неделю), программирующие воспитательную деятельность в школе и ее собственную.
Перспективный план внеурочной работы, есть составная часть общешкольного плана учебно-воспитательной работы на год. План своей работы по организации культурно - досуговой деятельности младших подростков педагог составляет на четверть или месяц, не прибегая к какой- либо строго регламентированной форме. В нем перечислены наиболее важные мероприятия по основным разделам работы. Указываются примерные сроки их проведения и лица ответственные за исполнения. Таковы, к примеру, годовые планы работы школы, объединения клубного типа.
Календарный план разрабатывается обычно на месяц или на учебную четверть. Его основной становится не направления работы, а календарный сроки, то есть намечаются конкретные даты и предлагаемые для проведения мероприятия.
План-график – разновидность календарного плана предусматривает проведение тех или иных мероприятий, отдельных работников. Важно отметить, что данный вид плана помогал распределению запланированных мероприятий между классными руководителями, что в дальнейшем способствовало слаженной работе педагогического коллектива в целом.
Служебный дневник - самый детальный план представляет собой календарь в виде записной книжки, в которой педагог ведет памятные записки на каждый день: точнее время мероприятия, выполняет поручений.
Изучив формы и методы воспитательной и организации досуговой деятельности педагогом, его документации, мы перешли к проведению диагностики, позволяющих выявить проблемы занятости у младших подростков во внеурочное время
Досуг - возможность подростку заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам:
- отдых;
- развлечения;
- праздники;
- самообразование;
- творчество.
Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы младших подростков. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают младшему подростку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют учащемуся ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей и подростков к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Подростковый досуг осуществляется, прежде всего, в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.) [3,с.94].
Самой распространённой формой проведения досуга у младших подростков является общение. Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение младших подростков по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков некоторые учёные объясняют так:
Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Во-вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости [10,с.82].
Общение выступает как деятельность, сфера, где младший подросток может реализовать себя. Для социализации общение играет одну из важных ролей - это реализация коммуникативно-информационной функции, приводящей человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающей человека информацией с целью формирования его образа жизни;
Подводя итог сказанному, можно смело утверждать: в настоящее сложное время у младших подростков необходимо воспитывать умение организовать свой досуг, способных не только занять себя, но и других за собой. Только правильное и грамотное занятость подростка снизит рост преступности и повысит культурную составляющую часть общества.
Главным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Интересы подростков становятся более устойчивыми, разнообразными, связанными с их деятельностным отношением к окружающему, выраженной потребностью участвовать всех видах общественно - полезного труда.