Психолого-педагогические основы самореализации младших подростков
Сложнейшие, трудно прогнозируемые, социальные, экономические и общественно-нравственные условия развития современного этапа нашего общества обострили проблему воспитания и становления молодых людей, так как они оказались наиболее чувствительны к социальным и психологическим переменам.
На сегодняшний день произошло немало переосмыслений того, что представляет собой подростковый период развития человека. Характеристика переходного возраста занимает значительное место в любом учебном пособии, психологическом исследовании по возрастной психологии (Л. Сенюк «Хрестоматия по возрастной психологии» [34], А. Абрамова «Возрастная психология» [1], О. Шапатина и Е. Павлова «Психология развития и возрастная психология» [43], М. Гамезо и М. Матюхина «Возрастная и педагогическая психология» [13] и др.).
Основу нашего исследования составили работы российских психологов И. Кулагиной [23], В. Мухиной [26], А. Кошанской [21], украинских исследователей О. и В. Бедлинских [8], учёных из Америки: Ф. Райса и К. Долджина [32] и С. Холла [41], а также из Швейцарии: Ж. Пиаже. Современный белорусский автор, литературу которого мы использовали при описании психолого-педагогических характеристик подросткового возраста - И. Смаргович «Основы культурно-досуговой деятельности» [36].
Процесс самореализации подростков характеризуется, противоречивостью, выражающейся нередко в непредсказуемости и непроизвольности социального поведения и деятельности подростков. Для определения направленности самореализации, проектирования методов и форм ее педагогической поддержки важно не только понимание феномена самореализации, но и процесса его становления на каждом этапе и стадии его непрерывного протекания. В философском словаре процесс (лат. processus – прохождение, продвижение) определяется как «закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление» [151]. Процесс – это «последовательная смена явлений в развитии чего-нибудь, совокупность последовательных действий для достижения каких-либо результатов» [20, с.1071]. Исходя из данных определений и основываясь на исследованиях психолого-педагогической науки (Е.В.Бондаревская, Н.М.Борытко, В.С.Ильин, Л.А.Коростылёва, Е.А.Крюкова, К.Роджерс, Н.К.Сергеев, В.В.Сериков, А.П.Тряпицына, Г.К.Чернявская), мы понимаем процесс как разворачивающуюся во времени закономерную смену различных состояний, последовательность которых определена их внутренней структурой и теми возможными переходами (превращениями, преобразованиями), которые содержатся в этой структуре, как ее интенция.
Итак, процесс самореализации – это процесс изменения ее компонентов, которые, накапливаясь количественно, в итоге приводят к качественному скачку, т.е. «способности индивида находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни» [138].
В свете данного утверждения нам представляются обоснованными суждения Н. М. Борытко [26, с.217-245] о характере процесса как закономерности различных состояний. Ученый предлагает выделять: …стадии процесса как качественную его определенность в каждом последовательном состоянии явления, как структуру компонентов, условность, а также изменения, происходящие на данной стадии процесса (не приводящие к качественным скачкам); …закономерную логику процесса (прогноз его развития), его интенциональную характеристику, а также внешние и внутренние условия реализации; …состояние процесса в «кризисных точках», скачки перехода из одного качественного состояния в следующее; …внутренние и внешние силы, обеспечивающие направленное саморазвитие и необратимость процесса; возможности и условия постепенного (поэтапного) становления нового качества в рамках старой целостности или неизбежность изменения структуры процесса.
Основываясь на суждениях Н. М. Борытко, мы рассматриваем процесс самореализации как целостный процесс, а целостность процесса – как направленность субъекта к все большему самоутверждению, более полному раскрытию своего потенциала, как переход от одного состояния развития процесса, более или менее полного, к другому.
Итак, на основе положений Н. М. Борытко, мы считаем необходимым: 1. выявить движущие силы процесса самореализации; 2. определить основные факторы механизма самореализации; 3. выяснить качественную определённость процесса самореализации, структуру его компонентов на основе структуры компонентов, определяющих понятие «готовность» учащихся к процессу самореализации; 4. уяснить интенцию процесса самореализации, внешние и внутренние условия, обеспечивающие саморазвитие личности [165].
Остановимся на вопросе раскрытия внутренних и внешних сил, обеспечивающих неизбежность изменения структуры процесса самореализации.
Движущими силами любого сложного объективного процесса выступают диалектические противоречия: «та или иная вещь воздействует на другие вещи и вызывает в них определенные изменения» [55, с.126]. Другими словами можно сказать, что определенную роль в процессе играют факторы и их взаимодействие на различных стадиях процесса. Фактор – «причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характеристики либо отдельные черты» [20, с.126]. «Факторы могут быть внешними и внутренними в отличие от условий, которые чаще всего рассматриваются как нечто внешнее явление». Условия – это то, от чего «зависит нечто другое (обуславливаемое), существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Условия чаще всего рассматриваются как нечто внешнее для явления от более широкого понятия причины, включающие как внешние, так и внутренние факторы» [153, с.707].
Идя вслед за О.А. Шкилевой [165], можно сделать вывод о том, что условия образуют внешнюю структуру воздействующей среды на развитие внутренней структуры самореализации. Начальным этапом самореализации, как мы указывали в первой главе, является самоопределение. Самоопределение – это «динамический процесс, включающий в себя ряд подструктур: целеполагание, самосознание, самооценку, саморегуляцию. Этот процесс является начальным этапом самореализации и самосовершенствования личности» [161].
Исследование И.И.Чесноковой дает нам возможность сделать вывод о неразрывной связи самоопределения с самореализацией и самоактуализацией человека в различных сферах жизни. Согласно положению С.Л.Рубинштейна о том, что движущие силы развития самоопределения нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими [131, с.847], мы в нашем исследовании рассматриваем в качестве основы для развития новых образований в процессе самореализации взаимодействия их с условиями культурно-образовательной среды. Обратимся к характеру противоречий, являющихся движущими силами процесса самореализации. Основываясь на исследованиях А. А. Андреева, К. А. Абульхановой-Славской, А. А. Вербицкого, Г. П. Щедровицкого и др., выделим следующие противоречия: социально-педагогические (противоречия между социальными процессами и педагогической системой), педагогические и личностные. К главным педагогическим следует отнести противоречия между многообразием ценностей культуры и уровнем их освоенности, противоречия между потенциальными возможностями старшеклассников и их включенностью в деятельность, требованием деятельности и способностью ориентироваться во всех подсистемах этой деятельности [32, с.33]. Опираясь на исследования О.С.Газмана, Н.Б.Крыловой, В.В.Серикова, В.В.Зайцева, А.В.Кирьяковой и др., определяющих выбор как основной механизм самоопределения, как одно из оснований создания личности, мы рассматриваем нравственный выбор и как основной механизм процесса самореализации. Как указывает А.В.Кирьякова, «выбор – это определенный механизм соотношения внешнего и внутреннего плана жизнедеятельности личности. Это компонент ценностного механизма в цепочке: поиск – оценка – выбор – всегда обращен в настоящее, он преддверие действия. Это переход от слова к делу [70, с.29-35]. Ценными являются для нас труды И.И.Чесноковой, рассматривающей проблему самосознания и указывающей, что результатом поиска самого себя является рефлексия, «поскольку соотношение своих чувств и переживаний (когнитивная сторона самосознания) с чувствами и переживаниями другого человека позволяет ему видеть конфликтную ситуацию и себя в ней как бы со стороны, а это способствует более правильной оценке собственного поведения, служит толчком к саморазвитию» [161]. Таким образом, результаты указанных исследований дают основание нам сделать вывод о том, что основными механизмами процесса самореализации выступают выбор и рефлексия. Выяснив сущность самореализации как процесса, определив его движущие силы и механизмы, обратимся к рассмотрению структуры опытно-экспериментальной модели самореализации личности подростка.