Развитие знаний о природе и рационалистического мировоззрения
Образование Российского государства способствовало дальнейшему накоплению знаний о природе и формированию рационалистического мировоззрения. Но, как и всегда в феодальную эпоху, знания о природе продолжали сохранять преимущественно конкретный, прикладной характер. Господствующими по-прежнему оставались наивные, часто мистические представления, порождавшиеся всей системой религиозного мировоззрения.
И все же при этих условиях образование единого государства повлекло за собой значительное развитие зачатков научных знаний, чем в предшествующий период. Этому способствовали прежде всего возросшие и возникшие вновь государственные потребности. Так, вековая практика земледельцев давно уже выработала критерии оценки плодородности почв. Теперь эти критерии понадобились для оценки платежеспособности земель. Правда, они еще не были точно сформулированы, но какие-то определенные понятия скрывались за разделением земли на «добрую», «середнюю» и «худую». Еще более важным делом стало измерение земельных площадей, совершенно необходимое для обеспечения фискальных интересов государства. В 1556 г. было составлено руководство для правительственных писцов, описывавших земли, с приложением землемерных начертаний. Тогда же, во второй половине XVI в., было составлено специальное руководство «О земном же верстании, как земля верстать». В этом руководстве объяснялось, как вычислить площадь квадрата, прямоугольника, треугольника, трапеции, параллелограмма, и были приложены соответствующие чертежи.
Развитие торговли и денежного обращения, усилившееся с объединением русских земель, вызвало потребность в совершенствовании знаний в области арифметики. Интересно, что сама терминология, применявшаяся при арифметических вычислениях XVI в., прямо указывает на чисто прикладной, связанный с торговлей характер этих вычислений: слагаемое называлось «перечнем», уменьшаемое — «заемным перечнем», вычитаемое — «платежным перечнем», делитель — «деловым перечнем» и т. п. В первой половине XVI в. уже умели производить действия над числами с дробями, пользовались знаками + и —.
В конце XV в. произошло новое оживление математической мысли. Когда в 1492 г. «конца света» не произошло, то церковникам пришлось, с одной стороны, объяснить, как это сделал, например, Иосиф Волоцкий, что воля божья никому неведома, а с другой — спешно заняться вычислением новых «пасхалий». Эта довольно сложная вычислительная работа была осуществлена в церковных кругах Новгорода и Москвы, где были составлены новые «пасхалии» на восьмое тысячелетие от «сотворения мира». Так как составление «пасхалий» требовало обязательного учета солнечного и лунного циклов, то оно способствовало также оживлению интереса к астрономическим вопросам.
В связи с этим в России переводились и распространялись иностранные сочинения, содержавшие различный материал и разное толкование астрономических вопросов. Так, был переведен и использовался новгородскими еретиками «Шестокрыл», содержавший расчеты времени затмений, в Посольском приказе была «Космография», правильно объяснявшая затмения прохождением теней Луны или Земли.
Однако, как уже отмечалось, в обществе продолжали господствовать фантастические, мистические, извращенные взгляды и представления, порожденные религиозным вероучением. Так, придворный астролог и врач Николай Бюлов (Немчин), служивший Василию III, видел в треугольнике воплощение движения «святого духа», следующего внутри «святой троицы» по часовой стрелке от «бога-отца», занимающего вершину треугольника. Видный публицист первой половины XVI в. Ермолай-Бразм написал «Книгу о троице», в которой доказывал, что все в мире подчинено троичности, трехчленному устройству и делению, что является отражением «святой троицы». Ермолай-Еразм комбинировал по три сходных явления, чтобы показать их «троичную сущность»: свет — сумрак — тьма, небо — воздух — земля, солнце — луна — звезды, ветер — гром — молния, голова — туловище — конечности, мышца — локоть — длань, сердце — желчь — печень и т. п. Что касается парных органов, как, например, глаза, то и их Ермолай-Еразм постарался вставить в троичную схему, объяснив, что есть у человека еще третье око — внутреннее, зрение души. Так геометрические, строго конкретные знания пытались «приспособить» к религиозно-мистическим взглядам, и это явление, весьма характерное для средневековой эпохи, показывает, в каких сложных условиях развивались тогда элементарные научные знания. Широким распространением в XVI в. пользовалась «Христианская топография» Космы Индикоплова[56], в которой содержались фантастические сведения о планетах, о животных (вроде таинственного «ноздрерога», якобы живущего в Индии) и т. п. По Индикоплову, небо — круглое, земля — четырехугольная, стоит на бесконечной воде, за океаном находится Земля с раем, в океане стоит столп до небес и к нему привязан дьявол. Уже в XV в. пытались объяснить гром «столкновением облаков», а Косма учил, что гроза есть проявление «святого духа», парящего в воздухе. «Книга Еноха» истолковывала календарь в богословском духе, объясняя, что сам бог разделил время на годы, месяцы, дни и часы, чтобы чувствовали люди течение времени и приближение смерти. В духе мистической символики описывали животный мир «Физиолог» и «Шестоднев» (последний повествовал о «шести днях творения»).
В XVI в. было переведено с византийского оригинала XIII в. «Прение Панагиота с Азимитом», в котором так объяснялось устройство окружающего мира. Существуют четыре яруса. В первом из них — вода, тьма, огонь. Там — ад, пустошь и тартар бездны. Во втором — воздух, облака, в третьем — небо, а в четвертом — опять вода, тьма и огонь, но там уже не ад, а престол бога, свет незаходимый. Что касается звезд, то они делятся на добрые и злые.
Появилось и еще одно переводное сочинение византийского автора VI в. Григория Писидийского — «Похвала к богу от сотворения всей твари». В этом сочинении переплелись религиозно-мистические суждения о природе с заимствованиями из античных авторов, в том числе Аристотеля, Плиния и др. Григорий Писидийский изображал мир состоящим из двух ярусов — неба и земли, но из четырех стихий — воздуха, воды, огня и земли. Земля стоит на воде, как корабль, небо натянуто над землей, солнце по нему проходит днем, а ночью находится под землей, выходя на утро с другой стороны. Солнце похищает влагу и собирает ее в облаках, там влага твердеет, сгущается и падает обратно в виде дождя и града. Дожди устроены богом для того, чтобы не было засухи и неурожая. Драгоценные камни-самородки являются свидетельством мудрости и величия бога. Животные созданы таким образом, что каждое из них раскрывает какую-либо сторону «мудрости» бога (свиньям для защиты бог дал способность пронзительно визжать и т. д.). Некоторые реальные наблюдения терялись в массе фантастических суждений или облекались в мистическую форму.
Особенно увлекались мистическим истолкованием различных природных явлений. В особой книге под названием «Астрология» поучали, например: 13 марта Солнце вступает в созвездие Овна, становится мокро и тепло, от этого и в человеке растет мокрота и кровь, поэтому в марте надо выпускать кровь и почаще умываться. Бели в третий день новолуния Луна будет видна чистой и тонкой — будет долго стоять хорошая погода. Были и специальные переводные «лунники», где указывалось, что в первый день новолуния все удачно получается у человека: он может продать и купить, по воде плавать, пахать и сеять и даже может без страха стричь себе волосы — вырастут новые, тонкие и гладкие. Были такого же рода «громники», «мояниянники», содержащие справки о всякого рода приметах и предзнаменованиях. Были еще «трепетники», сообщавшие всякие приметы по непроизвольному содроганию органов человеческого тела: если встрепенется вдруг правое веко — то жди добра для бедных, а если мышца задрожит — ожидай болезни. Специальный «лопаточник» учил гадать по овечьей лопатке: если увидишь волоконца на правой стороне лопатки — будет утешение печальным, а если эти волоконца окажутся на нижней стороне, овечьего плеча — кто-то умрет скоро. Гадали по внешнему виду внутренностей убитых животных, по крику зверей и птиц, по их поведению и пр.
В мире суеверий и страхов, наивных, фантастических представлений жили люди средневековья. Со многими из этих представлений, восходившими к языческим культам и противоречившими официальной догме христианского вероучения, церковь формально вела борьбу. Но именно верховное господство религии и церкви создавало благоприятную обстановку для распространения всякой мистики и суеверия, которые в иной форме усиленно насаждала сама церковь. Религия и церковь не просто тормозили, но всеми мерами противодействовали развитию рационалистического мировоззрения. Церковь подвергала гонению малейшие отступления от догмы «священного писания», с лютой нетерпимостью относилась ко всякой критике своего положения. Известный нам настоятель Блеазарова монастыря Филофей, сформулировавший идею о Москве как «третьем Риме», прямо писал, что интерес верующих людей к устройству мироздания — порочен, что «православным не подобает о таковых испытывати». Признав возможность вычислить время будущих затмений Солнца и Луны, Филофей, однако, считал это дело ненужным и бесполезным: «о сем подщание и подвиг велик, а приобретения мало». Церковь пресекала всякие попытки и даже самую возможность размышлений над догмами своего вероучения. Не случайно в XVI в. в церквах старались даже избегать чтения проповедей, чтобы не допускать возможных неточностей в речах проповедников, а в одной из летописей были прямо осуждены диспуты по религиозным вопросам, как подрывающие веру.
И все же пытливая мысль передовых людей стремилась пробиться сквозь все преграды и приблизиться к реальному познанию окружающего мира. Недаром видный московский дипломат начала XVI в., широко образованный человек, знаток античной литературы Федор Иванович Карпов писал своему другу, переводчику и публицисту Максиму Греку: «Аз... ныне изнемогаю умом, в глубину впад сомнения». Федор Карпов писал, что у него часто возникают недоуменные вопросы о морях, реках, океане, вообще о мироздании, и что вопросы эти никак невозможно разрешить в духе господствующей традиции. Выше мы говорили о смелых попытках русских еретиков выступить против официальной богословской догмы.
Реальные, практические знания о природе неизбежно накапливались и развивались в ходе самой жизни. Практические потребности заставляли отойти от сомнительных гаданий и мистических обрядов к более надежным средствам лечения болезней, и вот стали появляться переводные «Лечебники» и систематизироваться сведения о лекарственных растениях. В 1581 г. в Москве открылась первая аптека, в которой работал приглашенный Иваном IV англичанин Джеймс Френч (Френшам). Аптека обслуживала семью царя и его приближенных. Собранные вековым опытом народа наблюдения над свойствами лекарственных растений содержались в русских рукописях-лечебниках, хотя и здесь не обходилось без некоторых суеверий. В 1534 г. появился перевод с немецкого языка так называемого «Вертограда», содержавшего много медицинских сведений. «Вертоград» получил широкое распространение и был сильно переработан и дополнен при переводе. Здесь сообщается, например, о правилах личной гигиены, ухода за больными в домашних условиях (особое внимание уделено недопущению сквозняков, а также угара, «чтобы не угорети, да и в голове бы мозг не сохл»), содержатся многочисленные сведения о лекарственных растениях, их свойствах и местах распространения («растеть на Коломне», «растеть на Руси множественно»). Есть специальные указания о лечении «битому человеку от кнутья», и именно «от московского кчутья, а не сельского» — московский кнут был особенно болезнен. Феодальная действительность с ее жестокостью нашла и здесь свое отражение. Многие средства и приемы лечения, стихийно выработанные народным опытом врачевания и описанные в «Вертограде», получают теперь вполне научное обоснование в современной медицине. Сведения о болезнях и их лечении содержатся в разнообразных памятниках письменности русского средневе-ковья и свидетельствуют об оригинальности и реалистичности тогдашних лечебных приемов[57].
Расширение территории Российского государства и рост связей с зарубежными странами сильно подвинули развитие географических знаний на Руси. И вот наряду с наивными, многовековой давности представлениями о «четырехугольной земле» посреди мирового океана в духе Космы Индикоплова стали появляться совершенно конкретные сведения о географическом расположении различных частей Земли. В 1525 г. русский дипломат Дмитрий Герасимов высказал привлекшую немалое внимание на Западе мысль о том, что до Индии и Китая можно добраться Северным морским путем, и знаменитая экспедиция Уиллоуби и Ченслера явилась в Баренцево, а потом в Белое море именно для того, чтобы найти северную морскую дорогу в манящую сказочными богатствами Индию. В 1558—1561 гг. в Афон, Иерусалим и Египет ездило московское посольство во главе с купцом Василием Позняковым, оставившим описание виденных стран. Правда, в некоторых местах Василий Позняков под влиянием религиозных взглядов «увидел» то, чего увидеть нельзя, — священный огонь, нисходящий на «гроб господень», и т. п. Но это скорее дань литературной традиции, предписывавшей описывать «священные места» в строго определенном духе. Изучали в России и географию своей страны, составляли чертежи районов, особенно пограничных. Развитие торговли привело к составлению справочника по внешней торговле — «Торговой книги» (вторая половина XVI в.).
Интерес к знаниям порождал спрос на всякого рода «Азбуковники», количество которых во второй половине XVI в. стало увеличиваться. В этих «Азбуковниках» содержались в алфавитном порядке всякого рода (зачастую еще глубоко фантастические) сведения о природе, растительном и животном мире, разных странах, явлениях природы и т. п.
АРХИТЕКТУРА
С конца XV столетия в развитии русского зодчества, как и в истории культуры вообще, определился новый этап, обусловленный крупными переменами, которые произошли в жизни русских земель. Объединение страны в единое государство и прогрессирующее укрепление его силы, свержение монголо-татарского ига и рост международного значения и международных связей России, усиление общения с западноевропейской культурой, наконец, значительное увеличение материальных средств государства, развитие городского ремесла — все это создавало новые материальные и идейные условия развития зодчества.
Признаки нового подъема стали проявляться во второй половине XV в. многообразно. Прежде всего они сказались в увеличении самого размаха строительства и особенно в интенсивном восстановлении многих пришедших к тому времени в ветхое состояние ранних построек. Образовались строительные артели под «предстательством» крупных бояр и купцов, выполнявших заказы по строительству и восстановлению зданий. Известны такие крупные предприниматели, как бояре В. и И. Ховрины, В. Д. Ермолин. Восстановление древних храмов, предпринятое с самого начала княжения Ивана III, с XV в., было одним из проявлений возросшего интереса к прошлому в условиях, когда Москва окончательно укрепила свое положение руководящего политического центра на Руси. Целый ряд восстановительных работ был осуществлен под руководством Василия Дмитриевича Ермолина. Сначала в 1492 г. приступили к реставрации сильно обветшавших за столетие каменных стен Московского Кремля. Так много было в стенах деревянных заплат, что одному иностранному путешественнику Московский Кремль показался сделанным из дерева. От Боровицкой до Свибловской башни был произведен ремонт стен, а для Фроловской башни ермолинские мастера высекли из камня два барельефа — Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. На Фроловских воротах была поставлена новая церковь, потом была восстановлена древняя каменная церковь женского Воскресенского монастыря в Кремле. Ермолин вел восстановительные работы и в других городах. Обновлялись храмы древнего Владимира. В 1471 г. начали реставрировать собор в Юрьеве-Польском, построенный еще в первой половине XIII в. и покрытый богатейшим узором каменной резьбы. Но мастера Ермолина, не привыкшие к утраченному за столетия монголо-татарского ига искусству каменной резьбы, перепутали плиты и установили их совсем не в том порядке, в каком они покрывали стены храма в древности.
Подъем строительной деятельности выразился не только в довольно значительных реставрационных работах, но и в сооружении новых каменных зданий, в расширении масштабов каменного строительства. Здесь важно отметить проникновение каменного строительства в некультовые постройки. Возводились не только храмы, но и монастырские трапезные, и палаты знати. Характерным новшеством конца XV в. стало распространение кирпича и терракоты. Традиционное белокаменное строительство уступало место кирпичной кладке, только фундаменты обычно клали из камня. Производство кирпича приобрело сравнительно широкий размах и открыло новые технические и художественные возможности для зодчих. Одним из интересных памятников светского каменного зодчества конца XV в. является дворец в Угличе, сложенный из кирпича и богато украшенный узорной кирпичной кладкой в верхней части фронтонов.
Всматриваясь в постройки конца XV в., в их формы и приемы сооружения, можно заметить, как в этот период отчетливо разрушается прежняя местная четкость архитектурных «почерков» и как все более развивается взаимопроникновение и обогащение различных архитектурных приемов, свойственных ранее лишь определенным городам и землям. Теперь, в условиях объединяющегося Российского государства, стал формироваться и общерусский архитектурный стиль, причем ведущая роль в этом процессе принадлежала московским мастерам — при активном участии мастеров/других земель, особенно Пскова, славившегося своим каменностроительным мастерством. После двух с половиной столетий монголо-татарского ига уже не возродилось изысканное и изящное искусство зодчих древнего Владимира. Новое, московское искусство и формировавшаяся на его основе общерусская архитектурная школа отличались значительно большей простотой и усилением внешней декоративности. Слабо расчлененные, массивные стены обычно контрастировали теперь с пышными узорами, покрывавшими верхние части зданий. Усложнялись объемы зданий и композиции их верхов.
В 1476 г. в Троице-Сергиевом монастыре была возведена Троицкая церковь, ныне называющаяся Духовской. В ней соединились некоторые характерные приемы московского и псковского зодчества. Идущие от московских приемов килевидные закомары и перспективные порталы сочетаются с аркой-звонницей под барабаном, связанной по типу с характерными псковскими звонницами XV в. Сочетал различные приемы и построенный в 90-х гг. собор Ферапонтова монастыря на Белоозере. Позакомарное покрытие и перспективные порталы шли в нем от владимиро-московских традиций, приземистые апсиды напоминали о псковских храмах, широкий пояс узорной кирпичной кладки походил на аналогичные здания в Новгороде. Соединение приемов архитектурного творчества, выработанных в разных русских землях, было не механическим, а, наоборот, создавало новые, взаимно обогащенные, логически и художественно скомпонованные приемы сооружения зданий. Рождался новый архитектурный стиль.
Но его оформление произошло все же не при сооружении этих отдельных храмовых или некультовых построек, лишь отразивших самый процесс складывания нового стиля. Его формирование было обусловлено колоссальной по тем временам перестройкой Московского Кремля и созданием нового городского ансамбля в Москве.
Первоначальный ансамбль кремлевских построек был, как отмечено выше, создан еще во второй четверти XIV в. Главное культовое здание московских великих князей и митрополитов — Успенский собор — совсем обветшало. Соборные своды подперли большими бревнами, чтобы они не рухнули. Но не только бедственное положение Успенского собора определило решение Ивана III и митрополита Филиппа о постройке нового собора. В 1471 г. Иван III вернулся в Москву после успешного похода против Новгорода. В борьбе с самым могучим своим противником Москва одержала решающую победу. Совсем близким стало время объединения всех русских земель в «отчине» великого князя. Победа над Новгородом и должна была быть увековечена строительством в Москве нового Успенского собора, который должен был превзойти своим величием древнюю новгородскую Софию и воплотить могущество объединяемого Москвой Российского государства. Кроме того, строительство собора должно было укрепить положение церкви в государстве.
Митрополит Филипп не пожалел средств для строительства нового Успенского собора. Были дополнительно обложены сборами церкви. Из чужеземного плена выкупили холопов-мастеров, знавших строительное дело. Пригласили для руководства строительством В. Д. Ермолина и И. В. Ховрина, но между предпринимателями произошла какая-то «пря», и Ермолин отказался участвовать в этом деле. Собор стали строить отец и сын Ховрины, которые поручили непосредственную организацию деда мастерам Ивану Кривцову и Мышкину. Им было наказано построить собор по образцу Успенского собора во Владимире. Мастера съездили во Владимир и весной 1472 г. начали строить новый собор вокруг старого здания, потом старые стены разобрали и спустя два года подводили новое здание уже под своды. Но однажды майским вечером 1474 г. недостроенное здание неожиданно развалилось.
Великий князь послал за псковскими мастерами. Приехав в Москву, псковичи осмотрели развалившуюся постройку и пришли к выводу, что причиной катастрофы явился плохой раствор извести, а также неудачный расчет тяжести сводов, легших на облегченную северную стену с лестницей внутри. Сказалось длительное отсутствие опыта в возведении крупных сооружений.
Несмотря на предложение великого князя, псковичи не взялись продолжать постройку. Пришлось искать иноземного мастера, и отправлявшийся тогда в Венецию государев посол Семен Толбузин получил наказ; привезти из Италии лучшего «муро-ля» — мастера каменного дела.
В марте 1475 г. вместе с Толбузиным приехал в Москву знаменитый болонский инженер и архитектор Аристотель Фиораванти, которому и было поручено строительство Успенского собора. Аристотелю Фиораванти было тогда уже около 60 лет, и он имел большой опыт зодчества, военно-фортификационного искусства, литейного дела, механики. Из разных стран Европы приглашали к. себе знаменитого мастера. В Москву он приехал вместе с сыном Андреем и учеником Петром. Осмотрев развалины сооружения, он подтвердил мнение псковских мастеров. Затем он быстро и остроумно разбил оставшиеся стены (ударами окованных железом дубовых брусьев, а также выборкой нижней части стен, под которые подставили поленья, потом подожгли их, и стены рухнули) и приступил к делу заново. В селе Калитникове построили кирпичный завод и стали делать прочный кирпич. Показал Фиораванти и как делать известь — такую, что наутро ее нельзя было отковырнуть даже ножом. Вырыли глубокие рвы для фундаментов, заложив дно их дубовыми сваями. Толпы москвичей смотрели на необычные строительные приемы итальянского мастера. Летописец особо отметил, что «хитрый» Фиораванти все делал «в кружало» и «в правило», т. е. пользовался циркулем и линейкой. Впрочем, итальянец не делал никакого секрета из своих приемов и охотно учил русских мастеров, работавших под его руководством и проходивших тем самым прекрасную школу знакомства с архитектурно-строительной техникой итальянского Возрождения.
Заложив здание, Фиораванти отправился сначала во Владимир, а потом проехал через Ростов в Ярославль на Север, в Устюг Великий. Возможно, что на обратном пути он побывал и в Новгороде. Таким образом, итальянский мастер обстоятельно познакомился с традициями и приемами русского зодчества. Благодаря этому Фиораванти удалось создать в Успенском соборе выдающееся произведение именно русского зодчества, обогащенное некоторыми элементами итальянской архитектурной культуры эпохи Возрождения. Успенский собор был закончен в 1479 г. Это великолепное сооружение явилось вместе с тем отнюдь не подражанием собору во Владимире, а совершенно новым, самостоятельным произведением, превзошедшим рекомендованный образец.
Сходство с владимирским собором не выходит за рамки нескольких внешних элементов: оба храма имеют по пять глав и украшены аркатурным поясом по стенам. Но во владимирском соборе — 14 столпов, а московский стоит на шести, причем четыре из них Аристотель Фиораванти сделал не квадратными, как обычно в русских постройках, а круглыми. Вместо трех апсид алтарной части владимирского собора в московском соборе Фиораванти устроил пять апсид, спрятав их за мощные угловые пилястры. Четыре прясла стены завершены спокойными полукружиями. Тот же круговой ритм воплощен в мощных, симметрично расположенных барабанах пяти куполов. Массивные, гладкие стены лишены украшений, кроме крупного пояса аркатур, разбивающих их по горизонтали. Все здание проникнуто как бы торжественной величавостью и вместе с тем очень четким, строгим ритмом. Здесь нет ни внешней пышности, ни бьющей в глаза нарядной декоративности. Государственная сила и строгость нашли превосходное воплощение в четких формах Успенского собора. Такое же внушительное впечатление производил Успенский собор и внутри, с его очень свободными в сравнении с другими постройками XV в. пространствами. Высокая строительная техника позволила Аристотелю Фиораванти увеличить внутренний объем собора за счет прочных, но и необычайно тонких стен и столпов. В 1514—1515 гг. собор был расписан фресками и приобрел нарядный вид. Стенопись была «вельми чудно и всякой лепоты исполнена». Современники с восторгом отзывались об Успенском соборе: «Бысть же та церковь чюдна вельми величеством, и высотою и светлостию, и звоностию, и пространством, такова же прежде того не бывала в Руси, опроче Владимирскиа церкви, а мастер Аристотель».
Успенский собор стал не только главным сооружением великокняжеской Москвы, но и классическим образцом монументального церковного зодчества XVI в. Пятиглавие московского Успенского собора, его основные формы и пропорции многократно повторились в различных вариантах в соборах того времени.
Сооружение Успенского собора было лишь началом грандиозной перестройки Московского Кремля, задуманной Иваном III, «государем всея Руси». Необходимо было привести вид резиденции великого князя в соответствие с неизмеримо возросшей силой, значением и авторитетом московской великокняжеской власти. Возможно, что в выработке планов перестройки Кремля принял участие и Аристотель Фиораванти. Вскоре из Италии приехали еще специалисты-строители — Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо и др. В 1485 г. началось сооружение новых стен Кремля, закончившееся лишь в 1516 г.
Сначала укрепили южную сторону Кремля. Антон Фрязин построил проездную башню с тайником для добывания воды (Тайницкую). В 1487 г. Марко Руффо начал строительство Беклемишевской башни в юго-восточном углу Кремля, в 1488 г. в юго-западном углу Антон Фрязин поставил Свибловскую (ныне — Водовзводная) башню. Построенные башни соединили несколько изломанной по линии стеной с меньшими стрельницами, и южная, наиболее опасная часть города, выходившая к Москве-реке, была укреплена. Затем стали строить другие башни и стены. Пьетро Солари поставил в 1490 г. с западной стороны Кремля башни у Боровицких ворот и с восточной стороны — башню у Константино-Еленинских и вывел стену от Свибловской до Боровицкой башни. В 1491 г. он вместе с Марко Руффо заложил на восточной стороне новую Фроловскую (ныне — Спасскую), разобрав постройку В. Д. Ермолина с барельефами, и Никольскую башни. Тогда же на Спасских воротах была помещена сохранившаяся до сих пор надпись на русском и латинском языках: «Иоанн Васильевич, божией милостию великий князь владимирский, московский, новгородский, тверской, псковский, вятский, угорский, пермский, болгарский и иных и всея России государь, в лето 30 государствования своего сии башни повелел построить, а делал Петр Антоний Соларий, медиоланец, в лето от воплощения господня 1491». Тот же Солари построил стену от Никольской башни до реки Неглинной, где в 1492 г. поставил круглую Собакину (ныне — Угловая Арсенальная) башню, в основании которой с большим искусством заключен был обильный родник. Солари вскоре умер, но строительство стен продолжалось Алевизом Миланцем. Теперь стали укреплять берег вдоль реки Неглинной и в целях противопожарной безопасности снесли с этой стороны все дворы. В 1495 г. была заложена последняя, Троицкая, башня.
В результате этих строительных работ были возведены ныне существующие стены Московского Кремля (без шатровых завершений на башнях, поставленных в XVII в.), охватившие всю его современную территорию в 26,5 га[58]. Тогда же окончательно служилась внутренняя планировка Московского Кремля.
В центре Кремля находилась Соборная площадь с монументальным зданием Успенского собора и высокой башней церкви Иоанна Лествичника, замененной позднее колокольней Ивана Великого. Соборная площадь в конце XV — начале XVI в. интенсивно застраивалась. С севера от Успенского собора поднялся трехглавый собор Богоявленского монастыря, выполненный в духе традиций московского зодчества XIV в.
Вскоре на юго-западной стороне площади было сооружено существующее доныне здание Благовещенского собора, являвшегося частью великокняжеского дворцового комплекса. Этот собор строили псковские мастера, и здесь снова очень ярко проявился творческий синтез различных архитектурных школ — владимиро-суздальской и псковско-новгородской. Как и раннемосковские соборы, Благовещенский собор был вначале трехглавым, но уже в XVI в. стал пятиглавым. Приемы внешнего убранства заимствованы и от московских традиций (аркатурные пояски) и от псковских (узоры верхней части куполов). Тогда же псковские мастера построили с западной стороны от Успенского собора небольшую церковь Ризположения.
В 1487—1491 гг. ансамбль кремлевских построек пополнился замечательным сооружением Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари — Грановитой палатой, предназначенной для приема иноземных послов. Это был самый большой зал того времени. Своды опирались на громадный столп посередине. Наверху были сделаны особые сени с тайником, откуда женщины великокняжеской семьи могли незамеченными наблюдать за происходившим в Грановитой палате. Позднее, в конце XVI в., палата была расписана фресками.
В Кремле был построен также великокняжеский дворец и некоторые другие каменные палаты, в том числе и на митрополичьем дворе. Затем в 1505—1508 гг., уже при Василии III, Алевиз Новый построил усыпальницу великих князей — Архангельский собор. В противовес строгому виду Успенского собора Архангельский собор внешне очень наряден и декоративен и даже мало походит на храм. Во внешнем облике Архангельского собора многое взято от приемов зодчества итальянского Возрождения, но внутренняя основа собора сохранена в духе традиций русского зодчества (куб, увенчанный пятиглавием, и т. п. особенности). В самом начале XVI в. был воздвигнут еще один собор в Кремле — собор Чудова монастыря, в котором ярко проявились особенности новой московской архитектуры — сочетание строгости и величественности с декоративными приемами внешнего украшения здания. Этот новый московский стиль явился результатом творческого обобщения всего того яркого и разнообразного художественного богатства, которое было применено разными мастерами, представителями разных школ, во время застройки Кремля. В своеобразном творческом соревновании традиций Владимиро-Суздальской Руси и итальянского Возрождения, раннемосковской школы и новгородско-псковской складывалась и формировалась новая, общерусская архитектурная школа, характеризуемая большим богатством и разнообразием форм.
Московский Кремль явился поэтому уникальным произведением зодчества, воплотившим все богатство его форм на рубеже XV и XVI столетий. Густо застроенный белоснежными соборами и дворцами различных форм и объемов, сверкающий куполами и крестами, окруженный красной кирпичной стеной с четким зубчатым силуэтом «ласточкина хвоста», Московский Кремль представлял собой исключительно живописное зрелище, поражавшее взор и русских людей и иноземцев. Напротив Кремля на другой стороне реки был устроен громадный Государев сад, просуществовавший до XVIII в.
От центра Кремля — Соборной площади — расходились радиусами к воротам московские улицы. Они продолжались за пределами Кремля. Город быстро рос, и на протяжении XVI в. пришлось строить еще три кольца укреплений — сначала в 30-х гг. каменная стена Китай-города окружила посад, потом в 80-х гг. знаменитый градостроитель Федор Конь построил стену Белого города по теперешнему Бульварному кольцу, и, наконец, в 1591 —1592 гг. была возведена деревянная стена — Скородом — по нынешнему Садовому кольцу. Четыре линии укреплений со 120 башнями опоясали Москву на протяжении конца XV и XVI в. Планировка Москвы и ее сердца — Кремля послужила образцом планировки многих русских феодальных городов XV—XVII вв. Градостроительство, в особенности создание военно-оборонительных сооружений, приобрело в Российском государстве гораздо более широкий размах, чем в предшествующее время, и привело к выработке ряда новых технических и художественных приемов. Крепостное строительство развивалось не только в городах, но и в монастырях, бывших очень важными звеньями в системе оборонительных сооружений. При этом нужно иметь в виду, что к концу XV в. уже окончательно определился переход к огнестрельному оружию, что сразу коренным образом изменило задачи и характер оборонительных сооружений. Теперь необходимо было возводить гораздо более мощные каменные стены с башнями, бойницами и дозорными вышками. Характерно, что в начале XVI в. мастеров для реконструкции старых укреплений и постройки новых посылала Москва, и даже в такие центры, как Новгород и Псков, еще недавно славившиеся своими строителями. Руководящая роль в крепостном строительстве окончательно закреплялась за Москвой.
Четким квадратом поднялись в 1492 г. стены Иван-города. Затем появились мощные башни на стенах Новгородского и Псковского кремлей. В 1508—1511 гг. с участием Петра Фрязина был построен каменный кремль Нижнего Новгорода. Затем в 1514—1521 гг. построили кремль в Туле, в 1525—1531 гг. — в Коломне, в 1531 г. — в Зарайске, в 1556 г. — в Серпухове.
Подверглись перестройке и укрепления многих монастырей, в том числе Троице-Сергиева, получившего в XVI в. каменные стены, заново были построены укрепления ряда подмосковных монастырей. Одним из памятников монастырского крепостного строительства XVI в. является сохранившаяся в Москве башня «Дуло» Симонова монастыря. Она была выстроена в 80—90-х гг. XVI в. Оригинальны квадратные башни отстроенного в конце века Пафнутьева Боровского монастыря. Тогда же были возведены каменные укрепления Соловецкого, Кирилло-Белозерского и других монастырей. Замечательным итогом развития русского крепостного зодчества в XVI в. явился построенный Федором Конем Смоленский кремль, за изумительную красоту свою названный «ожерельем земли Русской».
Крепостное зодчество составляло важную, но, разумеется, отнюдь не единственную область развития архитектурной культуры. Мы уже говорили выше о сложном процессе формирования общерусской школы зодчества. Дальнейшее развитие русского зодчества в первой половине XVI в. привело к заметному изживанию местных особенностей в архитектуре. Русское средневековое зодчество, как и в других феодальных странах, было, конечно, очень тесно связано с потребностями церкви и направлено в значительной степени на обслуживание ее интересов. Это обстоятельство не могло не отразиться на характере сооружений. Творческий п<