Синтаксические нормы русского языка

1. Понятие синтаксической нормы.

2. Особенности согласования сказуемого с подлежащим.

3. Трудные случаи управления.

4. Речевые ошибки.

Основные теоретические сведения

Синтаксические нормы определяют особенности построения словосочетаний, предложений и текста как целого, а также порядок слов в предложении. Существуют трудности при выборе формы сказуемого при словах большинство, меньшинство, множество и др. + Р.п. существительного. В зависимости от контекста может использоваться форма единственного или множественного числа.

Форма ед. ч. сказуемого используется в следующих случаях:

1) при обозначениях меры веса, пространства, времени (семь метров, шесть тонн):

До вылета остается еще семь часов;

2) если подлежащее выражено числительным, оканчивающимся на один:

Пятьдесят один студент принял участие в работе конференции;

3) если подлежащее обозначает неодушевленный предмет:

Большинство книг издано недавно;

4) со словами тысяча, миллион, миллиард:

Тысяча зрителей, затаив дыхание, следила за происходящим на сцене.

То же относится к подлежащим, в состав которых входят существительные тройка, семерка, пара, сотня:

Сотня болельщиков пришла поддержать любимую команду.

5) если употреблены ограничительные частицы только, всего, лишь:

Лишь пять студентов не справилось с работой;

6) при наличии в составе подлежащего слов много, мало, немного, сколько, столько:

Совсем мало книг поступило в библиотеку в этом году;

7) при существительных со значением неопределенно большого количества – множество, большинство, масса, уйма, тьма, бездна:

Меня сегодня еще ждет масса дел;

8) при обозначении приблизительного количества:

В училище обучается около пятисот человек.

Форма мн. ч. предпочтительна в следующих случаях:

1) если между главными членами предложения находятся другие члены предложения:

Большинство делегатов, прибывших со всех концов страны, одобрили проект резолюции;

2) если подчеркивается активность действий лиц:

Большинство выступающих высказали рациональные предложения по улучшению производства;

3) если используется обратное согласование (сказуемое согласуется с именной частью, а не с подлежащим):

Большинство студентов были приезжие.

Кроме того, сказуемое ставится в единственном числе, если подлежащее рассматривается как единое целое, во множественном числе – как отдельные предметы: В кружке занимается / занимаются пять учеников.

Упражнения

1. Вставьте пропущенные буквы:

1. Большинство таких предприятий отправил… рабочих в неоплачиваемые отпуска. 2. Большинство студентов хорошо отвечал… на семинаре. 3. Большинство предметов лежал… в беспорядке. 4. За коляской бежал… четыре пса. 5. В кружок записал…сь всего пять человек. 6. Еще в начале XX века ряд ученых, например, П. Н. Саккулин, Д. Н. Ушаков, выдвигал… идею упрощения русской орфографии. 7. Некоторая часть учителей сельских школ нужда…тся в серьезном повышении квалификации. 8. Ровно в 6 часов вечера прозвучал… одиннадцать выстрелов. 9. Брат с сестрой поехал… на дачу.

2. Составьте словосочетания с данными словами: а) с предлогами, б) без предлогов. Обратите внимание на особенности управления этих слов.

Образец: беспокоиться (мать) – беспокоиться о матери.

А) Тревожиться (брат), скучать (дети), примириться (неприятность), преимущество (конкурент), превосходство (противник), предостерегать (ошибки), предупреждать (опасность), опираться (знания), базироваться (знания), сходный (образец);

Б) полон (эмоции), наполнен (знания), удивлен (успех), удивляюсь (достижение), идентичный (натуральное), следовать (указания), обрадоваться (приезд брата), обрадован (приезд брата), препятствовать (движение), тормозить (развитие).

3. Составьте словосочетания, отвечая на вопросы, данные в скобках:

Оказывать влияние (на кого? на что? какое?), внимание (кому? чему? какое?), воздействие (на кого? на что? какое?), давление (на кого? на что? чем? какое?), доверие (кому? чему? в чем? какое?), любезность (кому? чему? какую?), нажим (на кого? на что? чем? какой?), поддержку (кому? чему? чем? в чем? какую?), покровительство (кому? какое?), почести (кому? какие?), почет (кому? какой?), противодействие (кому? чему? в чем? какое?), услугу (кому? чему? чем? в чем? для чего? какую?), честь (кому? какую?).

Предпринимать действия (против кого? чего? для чего? где? какие?), инициативу (в чем? какую?), меры (для чего? какие?), усилия (по чему? для чего? к чему? какие?), шаги (по чему? в интересах кого? в чем? для чего? какие?).

4. Отредактируйте предложения:

1. Даже в знаменитый дом на Петровской набережной дежурных не полагалось. 2. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 3. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 4. Все это доказывает о том, что эти обвинения необоснованны. 5. Уже появилась рецензия о новом фильме. 6. Приезжая в Петербург, Хлебников стал вести тяжелую, полуголодную жизнь. 7. Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова. 8. Читая пьесу, Лариса мне очень понравилась.

Список литературы

1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. М., 2000. С.330-339.

2. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М., СПб., 2002. С.259-315.

Практическое занятие №10-11

Наши рекомендации