Упр. 8. Прочитайте текст и расскажите, употребляя выделенные словосочетания.
Неизвестная картина А. И. Куинджи
Если вы были в Третьяковской галерее, то, наверно, обратили внимание на прекрасные, залитые солнечным или лунным светом картины Куинджи. Художник Куинджи широко известен своими пейзажами.
Но одну из его картин могли видеть только его друзья, на глазах у которых она создавалась. В музеях вы не найдёте ни этой картины, ни её копии – она "улетела".
История картины весьма необычна.
Однажды холодным осенним утром, спасаясь от ранних заморозков, в мастерскую художника залетела бабочка и примёрзла к стеклу окна. Пытаясь освободиться, она так сильно обтрепала своё крыло, что не могла летать и беспомощно билась о стекло. Художник не мог оставаться равнодушным к мучениям бабочки.
Из собственных волос он смастерил каркас крыла, а между волосами вклеил кусочки тонкой бумаги, которые раскрасил, скопировав рисунок второго крыла. Художник мог быть доволен своим успехом: сделанное им крыло было настолько похоже на настоящее, что невозможно было отличить произведение природы от произведения художника. Но больше всего Куинджи был рад тому, что бабочка, взмахнув крыльями, полетела.
Управление кратких прилагательных
Упр. 1. Прочитайте предложения. Назовите прилагательные, которые: а) вообще не имеют полных форм, б) которые в роли сказуемого употребляются только в краткой форме. Составьте предложения с этими прилагательными.
1.Публика осталась довольна спектаклем. 2. Больной был благодарен врачу за оказанную помощь. 3. Дети были рады приезду родителей. 4. Мы рады за друга, который сдал все экзамены на отлично 5. Лицо этого человека мне знакомо. 6. Вы не знакомы с моей сестрой? 7. Сёстры очень похожи друг на друга 8. Мой брат способен к музыке. 9. Не каждый человек способен на глубокое чувство. 10. Дети готовы к уроку. 11. Из окна дома мне видны лес и река.
Управление как у глагола:
Готовиться к выступлению – готов к выступлению
Знакомиться с соседом – быть знакомым с соседом
Упр.2. Закончите предложения, используя слова, данные в скобках, в нужном падеже.
1. Наш отряд был уже готов … (выступление). 2. Все рады … (тепло и весна). 3. Я согласен … (ваше мнение). 4. Зал был полон … (свет и воздух). 5. Ребёнок очень похож на … (отец). 6. Будь верен … (своё слово). 7. Мы поняли, что он был прав … (всё). 8. Я очень благодарен своему другу … (помощь в трудную минуту). 9. То, что написано на доске, хорошо видно … (весь класс). 10. Я недоволен … (свой ответ на экзамене). 11. – Вы не знакомы … (мой муж)? Познакомьтесь, пожалуйста. 12. Жизнь геологов полна … (приключения и радость открытий). 13. В старые времена колокольня Ивана Великого была видна … (каждый, кто подъезжал к Москве).
Упр. 3. Слова из скобок употребите в нужном падеже.
1. Учёные, которые собрались на конгресс, известны … (весь мир). 2. Этот учебник нужен … (студенты 2-го курса). 3. Творчество Шишкина близко и понятно … (каждый русский человек). 4. Сестра внимательна … (младшие братья). 5. Фильм интересен не только … (дети, но и взрослые). 6. Похвала учителя приятна … (ученик). 7. Эта улица знакома … (я) с детства.
Урок 5
Типы простого предложения:
– двусоставное (Sгр. + P)
– односоставное: назывные, неопределённо-личные, обобщенно-личные, безличные (Sсем. + P)
Субъект грамматический, субъект семантический.
Типы простого предложения
Двусоставное предложение
Тип предложения | Примеры |
Двусоставное предложение(S+P) | Петя – студент. Петя читает каждый день. Петя решил почитать роман Пушкина, потому что он любит читать по-русски. |
Односоставное предложение
Тип односоставного предложения | Грамматическая форма | Пример |
1. Назывное | Существительное | Зима! |
2. Неопределённо-личное | Глагол в форме 3-его лица мн. числа в Н.в. и Б.в. (= они) | В газетах пишут о спорте |
3.Обобщённо-личные | а) 2-е лицо (= ты) б). 3-е лицо мн.ч. (= они) пословицы и поговорки | Что посеешь, то и пожнёшь. Цыплят по осени считают |
4. Безличное | Безличные глаголы Личные глаг. в значении безличных Наречие на –о/е + инфинитив Слова: нет/не было/ не будет Наречие на -о/е (хорошо, плохо..) Глаголы (нравиться, хотеться..) | Вечереет. Тает. (ср. Снег тает) Холодно стоять на улице. У меня нет этого фильма. Мне (было) стыдно (жаль). Мне хочется спать. Ему понравился фильм про жизнь современной молодежи. |
Упр.1. Прочитайте следующий текст. Найдите в нём разные типы простого предложения.
Буква «ты»
Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она очень умной девочкой. За десять дней мы выучили с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша». Нам осталось выучить только самую последнюю букву – «я».
Показал я ей эту букву и сказал:
– А это вот, Иринушка, буква «я».
Иринушка удивилась, посмотрела на меня и говорит:
– Ты?
– Почему «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я».
– Буква «ты»?
– Не «ты», а «я».
Она ещё больше удивилась и говорит:
– Я и говорю «ты».
– Нет, не я, а буква «я».
– Не ты, а буква «ты»?
– Ох, Иринушка, Иринушка. Наверное, ты устала. Неужели ты не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется «я»?
– Почему не понимаю, – говорит. – Я понимаю.
– Что ты понимаешь?
– Это не ты, а буква так называется: «ты».
Ну что с ней делать? Как ей объяснить, что «я» – это только буква.
Маленькая Иринушка сидела над книжкой и жалобно на меня смотрела. Ей, наверное. Было стыдно, что она не может понять, чего он неё хотят. Но и мне тоже было стыдно, что я, большой человек, не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я».
Наконец я вот что придумал. Я быстро подошёл к девочке, показал на неё пальцем и спрашиваю:
– Это кто?
– Это я.
– Ну вот… Понимаешь?
Она говорит:
– Понимаю…
– Что же ты, – я спрашиваю, – понимаешь?
– Понимаю, – говорит, – что это я.
– Правильно. Молодец. А это вот буква «я». Ясно?
– Ясно, – говорит. – Это буква «ты».
– Да не «ты», а «я».
– Не я, а ты.
– Не я, а буква «я».
– Не ты, а буква «ты».
– Не буква «ты», я тебе говорю, я буква «я».
– Не буква «я», ты мне говоришь, а буква «ты».
Я встал и начал бегать по комнате.
– Нет такой буквы «ты»! Пойми! Есть буква «я». Понимаешь? Буква «я». Повторяй: я! я! я!
– Ты, ты, ты… – жалобным голосом повторяла Иринушка и вдруг заплакала.
Мне стало жаль её.
– Ну, хорошо, – сказал я. – Сегодня заниматься больше не будем. Можешь идти гулять.
Она вышла из комнаты, не сказав ни слова.
На другой день, когда Иринушка пришла на урок весёлой, я не стал вспоминать прошлый урок, а просто дал ей детскую книжку и сказал:
– Давай почитаем что-нибудь.
Она начала водить пальцем по строкам и вдруг быстро прочитала:
– Тыкову дали тыблако.
Я так удивился, что встал со стула:
– Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблако? Что такое «тыблако»?
Посмотрел в книжку, а там написано: «Якову дали яблоко».
Вам смешно? Я тоже, конечно, засмеялся, а потом говорю:
– Яблоко, Иринушка, яблоко, а не тыблако!
Она удивилась и говорит:
– Яблоко? Значит. Это буква «я»?
И я сказал:
– Правильно. Это буква «ты».
Конечно, очень нехорошо говорить неправду. Но что делать? Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы всё это закончилось. Может быть, Иринушка всю жизнь так и говорила бы вместо «яблоко» – «тыблако», вместо «ягода» – «тыгода», вместо «язык» – «тызык». И теперь Иринушка стала уже большая, давно хорошо читает и пишет мне письма без одной ошибки.
(По Л. Пантелееву)
Уроки 6 – 7
Безличные предложения
Безличное предложение:
– глагольного типа
– наречного типа
Безличные предложения глагольного типа
у + S (Р.п.) + нет/не было/ не будет + О (Р.п.) |