Аксеологическая – ценностная
Теоретико-методологическая функция – изучение новых процессов
Социализирующая – позволяет усваивать нормы, ценности, стандарты
Прогностическая.
2 вопрос. Основные методы исследования политического:
Метод Диалектический (3 закона: единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания)
Миросистемный подход (весь мир как единая система, которая состоит из ядра, полуперефирии, перефирии)
Синэргетический подход ( синэргия – когда соц – политическая система начинает развиваться в соответствии с определенными принципами, главным критерием которым является экономичность затрат)
Биополитический метод ( Биополитика – такое направление, задача которой выявить биологические основания политического поведения, которые проявляются вне зависимости от культуры, от социально – политических факторов)
52 вопрос. Итак, книга Фромма "Анатомия человеческой деструктивности" посвящена философскому переосмыслению самой острой проблемы нашего времени - природе агрессивного поведения.Автор попытался рассмотреть проблему деструктивности с глобальных позиций, а не только с точки зрения отдельной научной дисциплины.
Как мы видим, Э. Фромм различает два вида агрессивности: "доброкачественную" и "злокачественную". Первая отчасти восходит к миру человеческих инстинктов. Она представляет собой врожденную способность к реагированию на внешнюю опасность либо нападением, либо бегством. Вторая коренится в человеческом характере, в человеческих страстях, за которыми стоят побуждения отнюдь не природного, но экзистенциального свойства. К формам злокачественной агрессии (деструктивности) в рассматриваемой теории отнесены садизм и некрофилия. По мнению Фромма, инстинкты категория чисто натуралистическая, тогда как страсти, укорененные в характере человека, категория социобиологическая и историческая. Страсти вовсе не обеспечивают физического выживания, но они не менее стойки и глубоки, нежели инстинкты. Они образуют фундамент человеческого интереса к жизни, человеческих порывов.
Дифференцированное исследование феномена агрессии позволило ученому доказать, что биологически запрограммированной у человека является лишь оборонительная (доброкачественная) агрессия. Наиболее крайние проявления жестокости - деструктивность - социальный продукт. Этот вывод имеет огромное методологическое значение для всех социальных наук, в том числе и криминологии: если злокачественная доля агрессии не является врожденной, а значит, она не может считаться неискоренимой.
Вопрос № 51 Социально- психологические основания агрессии (К. Лоренц)
Конрад Лоренц (1903 -1989) -- выдающийся австрийский ученый, лауреат
Нобелевской премии, один из основоположников этологии, науки о поведении животных.
В данной книге автор прослеживает очень интересные аналогии в поведении различных видов позвоночных и вида Homo sapiens
Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно
обусловленным свойством всех высших животных - и доказывая это на множестве убедительных примеров, - автор подводит к выводу:
"Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее
серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурноисторического и технического развития."
Агрессия, свойственна не только животным, но и человеку, однако в отличии животных, у которых этот инстинкт направлен, прежде всего, на сохранение жизни и рода, на человека агрессия оказывает пагубный характер.
В первых главах своей книги, Лоренц описывает простые формы внутривидовой агрессии, делая вывод о том, что порог агрессивности у животного ниже всего в том месте, где оно чувствует себя увереннее всего. То есть готовность животного к борьбе бывает наивысшей в наиболее знакомом ему месте. С удалением от этой знакомой точки боеготовность убывает по мере того, как обстановка становится все более чужой и внушающей страх. Важнейшей функцией внутривидовой агрессии является внутривидовой отбор полового соперничества, направленный на сохранение вида, защиту и вскармливание нового поколения. Ещё Ч.Дарвин писал, что выбор наилучших, наиболее сильных животных для продолжения рода - в значительной степени определяется борьбой соперничающих животных, особенно самцов. Так агрессивность, лежащая в людях, по мнению Лоренца, является результатом внутривидового отбора, оставленный в наследство нашими предками десятки тысяч лет назад. Будучи одетыми, социально организованы, сумев ограничить себя внешними опасностями в виде голода, холода, движущим фактором селективного отбора стала война, которая должным образом развивает качества воина, а это на сегодняшний день является чуть ли не идеальным типом современного мужчины.
Лоренц говорит о спонтанности агрессии. Агрессия является подлинным инстинктом - первичным, направленным на сохранение вида. Главная опасность инстинкта состоит в его спонтанности. Если бы он был лишь реакцией на определенные внешние условия, тогда можно было бы изучить и исключить факторы, порождающие эту реакцию. Лоренц опирается на мнение З.Фрейда, о том, что недостаточность социальных контактов и особенно их исчезновение благоприятствует возникновению агрессии.Коме того, агрессия будет тем выше, чем лучше знают друг друга члены данной группы, чем больше они друг друга понимают и любят. Это явление Лоренйц доказывает на примере с аквариумными рыбами. Тем не менее, по мнению автора, выход агрессии может идти через переориентированное, смещенное действие. Например, человек, сильно расстроившийся по какому-либо поводу, бьется головой об стенку и стучит кулаком о стол, молодожены, сорясь, бьют посуду и т.д.
Отдельная глава книги посвящена ритуальному поведению животных: начиная от насекомых и заканчивая человеком. Ритуал является своего рода продуктом процесса эволюции. Ритуал, как последовательность определенных действий, направлен на торможение агрессии, направляют ее в безопасное русло. Ритуалы, возникшие в ходе истории человеческой культуры, не коренятся в наследственности, а передаются традицией. Лоренц делает функциональные аналогии ритуалов животных и человека. Одной из важнейших санкций, которую выполняют культурно - и эволюционно-возникшие ритуалы является то, что они действуют как самостоятельные, активные стимулы социального поведения. Любое отклонение от форм общения, поведения, характерные для определенной группы, вызывают агрессию, потому члены такой группы вынуждены выполнять все нормы социального поведения. В повседневной жизни назначение социальных норм и ритуалов, по мнению Лоренса, состоит в торможении агрессии и в создании социального союза. Разные культурные группы обладают своими социальными нормами и ритуалами.
Неспособность понять жесты и ритуалы другой культуры возбуждает в нас недоверие и страх, что может привести к открытой агрессии. Лоренц утверждает, что человеческий смех в первоначальной форме был церемонией умиротворения пли приветствия. Улыбка и смех, по его словам, отражают различные степени возбуждения. У ближайших: родственников - шимпанзе и гориллы - нет приветственной мимики, зато она есть у многих макак, которые качестве жеста скалят зубы и время от времени чмокают губами, крутят головой из стороны в сторону, сильно прижимая уши. Некоторые люди на Дальнем Востоке, приветствуя улыбкой, делают то же самое, точно такими же образом, а когда улыбаются, то держат голову так, что лицо обращено не к тому, кого приветствуют, а чуть в сторону мимо него.
В главе «Великий парламент инстинктов» Лоренц пытается показать, как происходит взаимодействие между различными автономными инстинктами, каким общим правилам подчиняются эти взаимодействия, какова структура взаимодействий в таком поведении.
Отдельную главу своей книги Лоренс посвящает анализу социальной организации крыс, по мнению автора, эти животные обладают особой формой социальной организации, сходной человеческой и проявляют особую агрессию отличную от других видов животных, а именно - коллективная борьба одного сообщества против другого. С человеческим обществом обстоит дело также как с обществом крыс, которые также социальны и миролюбивы внутри замкнутого клана, но сущие дьяволы по отношению к сородичу, не принадлежащему к их собственной партии. Затем автор приводит аналогии в социальном поведении диких гусей и человека. Он утверждает, что такие сложные нормы поведения как влюбленность, дружба, иерархические устремления, ревность, скорбь у человека и у серых гусей одинаковы, так как каждый такой инстинкт выполняет особую роль в сохранении вида, которая у гусей и у людей одинакова.
В главе о моралеподобном поведении, Лоренц рассказывает о тормозящих механизмах, которые сдерживают агрессию у различных общественных животных и предотвращают ранение или смерть сородича. Эти механизмы наиболее важны и потому более развиты у тех животных, которые в состоянии легко убить существо примерно своего размера. Волк может один укусом вспороть другому яремную вену. Если бы надёжные запреты не предотвращали это - давно бы не стало волков. Если у животных включаются механизмы торможения, то у человека - мораль и ответственность. Возник запрет убийства в религии, в культуре и т.д. Тем не менее, возросла легкость убийства, даже техника убийства стала намного утонченнее. Расстояние, на котором действует все огнестрельное оружие, спасает убийцу от раздражающей ситуации, которая в другом бы случае оказалось бы в чувствительной близости от него, во всей ужасной отвратительности последствий. «Эмоциональные глубины нашей души не принимают к сведению, что сгибание указательного пальца при выстреле разворачивает внутренности другого человека». Ни один психически нормальный человек не пошел бы на охоту, если бы ему пришлось убивать дичь зубами и ногтями. Происходит отгораживание чувств. Так человек не решающийся дать вполне заслуженный шлепок наглому ребенку, способен нажать пусковую кнопку ракетного оружия или открыть бомбовые люки, обрекая сотни самых прекрасных детей на смерть. Автор рассуждает о человеческой агрессии, о применении орудий труда и использовании их в качестве оружия, об «инстинкте смерти» (термин ввел Фрейд) свойственном человеку на протяжении всех этапов своего культурного развития.