Культура как предмет культурологии
Гуманитарный институт
Кафедра философии
Планы практических занятий
По культурологии
Учебно-методическое пособие
Для студентов всех специальностей ЧГУ
ЧЕРЕПОВЕЦ
Рассмотрено на заседании кафедры культурологии, протокол № 1 от 11.05.02 г.
Одобрено редакционной комиссией Гуманитарного института ЧГУ, протокол № 4
от 20.11.02 г.
С о с т а в и т е л ь : А.Е. Новиков, канд. филол. наук, доцент
Р е ц е н з е н т ы : А.Н. Егоров, канд. ист. наук, доцент (ЧГУ); З.В. Антонова (ЧГУ)
Н а у ч н ы й р е д а к т о р : А.Н. Егоров, канд. ист. наук, доцент
Ó Череповецкий государственный
университет, 2002
Введение
Подлинная культура, несомненно, связана с духовными основами бытия, со стремлением к обретению высокого нравственного идеала и к его воплощению в жизни общества. Она, по утверждению Г.П. Федотова, «имеет религиозный смысл».
Данная позиция во многом является определяющей в предлагаемом учебно-методическом пособии. В то же время составитель сохраняет ориентацию на существующий государственный стандарт по культурологии и стремится в полной мере соответствовать его требованиям.
Помимо планов практических занятий, в пособии даны также примерные вопросы к зачету и темы рефератов по культурологии.
Данное учебно-методическое пособие может послужить хорошим подспорьем для подготовки к практическим занятиям по культурологии.
Пособие предназначено для студентов ЧГУ всех специальностей
Занятие 1
Культурология как наука.
Культура как предмет культурологии
План
1. Причины внимания к проблемам культуры в XX – начале XXI столетия. Кризис или расцвет? (О состоянии культуры, как и всей человеческой цивилизации в целом, в XX – начале XXI в.).
2. Истоки и основания культурологии.
3. Предмет и методы культурологии.
4. Структура (основные разделы) культурологии.
5. Этимология (происхождение) слова «культура». Основные значения слова «культура».
6. О сущности культуры. Различные подходы к осмыслению феномена культуры. А. Ф. Лосев о культуре и интеллигентности.
7. Основные определения культуры.
8. Функции культуры.
Практические задания
1. Выполните конспект статьи В.Г. Распутина «Сколько будет лет в XXI веке» (по имеющейся на кафедре ксерокопии).
2. Выпишите в тетрадь и проанализируйте слова А.Ф. Лосева о культуре и интеллигентности:
Культура никогда не может быть наивной. Она всегда сознательная работа духа над своим собственным совершенством и над упорядочением всего того, что окружает человека… Быть интеллигентом – значит постоянно и неистово трудиться.
Для интеллигентного человека труд есть праздник вечной молодости и радостного служения общественному счастью… Подлинная интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существования.
(А.Ф. Лосев).
Библиографический список
Основной библиографический список
1. Р а с п у т и н В. Г. Сколько будет лет в XXI веке // Завтра: Газета государства Российского. – Январь 1989 г., № 1 (266). – С. 5.
2. Л о с е в А. Ф. Об интеллигентности // Лосев А. Ф. Дерзание духа. – М., 1988. – С. 314–322.
3. Культурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Под ред.
Г. В. Д р а ч а . – Ростов-на-Дону: Изд–во «Феникс», 1997. – С. 5–22, 100–112.
4. Культурология / Сост. и отв. ред. А. А. Р а д у г и н . – М.: Центр, 1977.– С. 3–21.
5. Г у р е в и ч П. С. Культурология: Учеб. пособие. – М.: Знание, 1996. – С. 9–44.
6. Р о з и н В. М. Введение в культурологию: Учебник. – М.: Изд. дом «Форум», 1998. – С. 3–44
7. М а м о н т о в С. П. Основа культурологии. – М., 1993. – С. 3–12.
8. К а р м и н А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. – СПб., 1997. – С. 3–19, 43–56.
9. Введение в культурологию / Отв. ред. Е. В. П о п о в . – М.: ВЛАДОС, 1995. – С. 1–6, 57–79.
10. Б о б а х о в В. А., Л е в и к о в а С. И. Культурология. – М., 2000. –
С. 3–16.
Дополнительный библиографический список
1. Библия (любое издание).
2. О. С е р а ф и м Р о у з. Православие и религия будущего. – М.,1991.
3. Библейская энциклопедия. – М., 1990.
4. Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 1, 2: Религии мира. – М., 1996–1997.
5. В ы с о к о п р е о с в я щ е н н е й ш и й И о а н н, м и т р о п о л и т
С а н к т – П е т е р б у р г с к и й и Л а д о ж с к и й. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. – Саратов, 1995.
6. И л ь и н И. А. Путь духовного обновления // Ильин И. А. Сочинения:
В 2 т. Т. 2. – М., 1994. – С. 75–302.
7. Энциклопедия православной святости: В 2 т. – М., 1997.
Занятие 3
Культура и природа
План
1. Культурное (искусственное, создаваемое человеком) и природное (естественное, биологическое) начала и их роль в развитии человека и общества. Культура как важнейший фактор выделения человека из природного мира.
2. Развитие представлений о природе, о взаимоотношениях человека как носителя культуры с природой в различные исторические эпохи (первобытное общество, античность, средневековье, Возрождение, Новое время).
3. Философы–просветители о природе и культуре (И. Г. Гердер, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель).
4. Христианское понимание природы и человека и их взаимосвязей.
5. Об отчуждении человека и человеческой культуры от природы в Новое и Новейшее время. Причины и последствия такого отчуждения.
6. Мыслители XX столетия о феномене человека и ноосфере (анализ трудов Т. де Шардена и В.И. Вернадского).
7. Экология природы. Человечество в преддверии экологической катастрофы.
8. Экология культуры. Д. С. Лихачёв о необходимости сохранения культуры.
Практические задания
1. Выполните конспект работы В. И. Вернадского «Несколько слов о ноосфере» [9] или [7, c. 413–420].
2. Законспектируйте фрагмент работы Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре» по [7, c. 239–243].
3. Выполните конспект фрагмента работы Т. де Шардена «Феномен человека» по [8, c. 76–80].
Библиографический список
Занятие 4
Культура и история
План
1. История как сфера раскрытия богатства человеческого духа. Историзм как принцип рассмотрения мира, природных и социокультурных реалий.
2. Культура как историческая категория.
3. Основные концепции исторического развития человечества и истории мировой культуры:
– И.Г. Гердер и его концепция развития истории и культуры;
– Г.В.Ф. Гегель о смысле истории и основных этапах ее развития;
– К. Ясперс об «осевом времени» истории и соотношении культуры и истории;
– цивилизационный подход к осмыслению процесса историко-культурного развития (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби, Ф. Нортон и др.);
– историко-антропологический подход в исследовании историко-культурного процесса (школа «Анналов» – М. Блок,
Л. Февр, Ж. Ле Гофф, Ж. Диби, Э. Леруа Ладюри и др.; историко-антропологический подход в отечественной историографической и культурологической традиции – Д.С. Лихачев, Н.И. Костомаров, П.Н. Милюков, Ю.М. Лотман и др.).
4. Историческая типология культуры.
5. Исторические типы культуры.
6. Христианский взгляд на историю.
7. О смысле истории России.
Практические задания
1. Выполните конспект фрагмента работы К. Ясперса «Истоки истории и ее цель» по [7].
2. Прочитайте и законспектируйте работы митрополита Иоанна (Снычева) «Вы же род избран… (Смысл русской истории)» [9, c. 20–26] и М.В. Назарова «Тайна России» (фрагмент) [8].
Библиографический список
Культура и цивилизация
План
1. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». В чем смысл понятия «цивилизация»?
2. Н.Я. Данилевский о культурно–исторических типах и принципиальных основах их выделения. Культурно–исторические типы и основные законы их развития (по Н.Я. Данилевскому).
3. О. Шпенглер о культуре и цивилизации и о переходе культуры в цивилизацию.
4. Проблема соотношения культуры и цивилизации в концепции Н.А. Бердяева.
5. Теория цивилизации А.Д. Тойнби.
6. П.А. Сорокин и его учение о типологии цивилизации (о культурных суперсистемах).
7. О феномене Российской цивилизации. А.С. Пушкин о России. Митрополит Иоанн (Снычев) о тайнах русской судьбы.
8. Глобальные проблемы современной цивилизации.
Практические задания
1. Законспектируйте главы IV и V книги Н.Я. Данилевского «Россия» (по имеющимся на кафедре ксерокопиям).
2. Выполните конспект письма А.С. Пушкина П.А. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. [9].
Библиографический список
Гуманитарный институт
Кафедра философии
Планы практических занятий
По культурологии
Учебно-методическое пособие
Для студентов всех специальностей ЧГУ
ЧЕРЕПОВЕЦ
Рассмотрено на заседании кафедры культурологии, протокол № 1 от 11.05.02 г.
Одобрено редакционной комиссией Гуманитарного института ЧГУ, протокол № 4
от 20.11.02 г.
С о с т а в и т е л ь : А.Е. Новиков, канд. филол. наук, доцент
Р е ц е н з е н т ы : А.Н. Егоров, канд. ист. наук, доцент (ЧГУ); З.В. Антонова (ЧГУ)
Н а у ч н ы й р е д а к т о р : А.Н. Егоров, канд. ист. наук, доцент
Ó Череповецкий государственный
университет, 2002
Введение
Подлинная культура, несомненно, связана с духовными основами бытия, со стремлением к обретению высокого нравственного идеала и к его воплощению в жизни общества. Она, по утверждению Г.П. Федотова, «имеет религиозный смысл».
Данная позиция во многом является определяющей в предлагаемом учебно-методическом пособии. В то же время составитель сохраняет ориентацию на существующий государственный стандарт по культурологии и стремится в полной мере соответствовать его требованиям.
Помимо планов практических занятий, в пособии даны также примерные вопросы к зачету и темы рефератов по культурологии.
Данное учебно-методическое пособие может послужить хорошим подспорьем для подготовки к практическим занятиям по культурологии.
Пособие предназначено для студентов ЧГУ всех специальностей
Занятие 1
Культурология как наука.
Культура как предмет культурологии
План
1. Причины внимания к проблемам культуры в XX – начале XXI столетия. Кризис или расцвет? (О состоянии культуры, как и всей человеческой цивилизации в целом, в XX – начале XXI в.).
2. Истоки и основания культурологии.
3. Предмет и методы культурологии.
4. Структура (основные разделы) культурологии.
5. Этимология (происхождение) слова «культура». Основные значения слова «культура».
6. О сущности культуры. Различные подходы к осмыслению феномена культуры. А. Ф. Лосев о культуре и интеллигентности.
7. Основные определения культуры.
8. Функции культуры.
Практические задания
1. Выполните конспект статьи В.Г. Распутина «Сколько будет лет в XXI веке» (по имеющейся на кафедре ксерокопии).
2. Выпишите в тетрадь и проанализируйте слова А.Ф. Лосева о культуре и интеллигентности:
Культура никогда не может быть наивной. Она всегда сознательная работа духа над своим собственным совершенством и над упорядочением всего того, что окружает человека… Быть интеллигентом – значит постоянно и неистово трудиться.
Для интеллигентного человека труд есть праздник вечной молодости и радостного служения общественному счастью… Подлинная интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существования.
(А.Ф. Лосев).
Библиографический список