Введение. Предмет культурологии. Культура как социально- историческое явление

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 5

1. ТЕМАТИКА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОБЛЕМ И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»................................................................................. 8

СЕМИНАР 1.................................................................................................. 8

1.1. Введение. Предмет культурологии. Культура как социально-историческое явление...................................................................................................... 8

1.2. Темы докладов............................................................................... 9

1.3. Вопросы для самопроверки........................................................ 9

1.4. Справочные статьи и основные понятия................................... 9

2. СЕМИНАР 2.......................................................................................... 22

2.1. Развитие представлений о культуре в отечественной

и зарубежной культурологии…………………………………….22

2.2. Темы докладов............................................................................ 23

2.3. Вопросы для самопроверки...................................................... 24

2.4. Справочные статьи и основные понятия............................... 24

3. СЕМИНАР 3.......................................................................................... 33

3.1. Мировая культура...................................................................... 33

3.2. Темы докладов............................................................................ 35

3.3. Вопросы для самопроверки...................................................... 36

3.4. Справочные статьи и основные понятия................................ 37

4. СЕМИНАР 4.......................................................................................... 58

4.1. Отечественная культура............................................................ 58

4.2. Темы докладов............................................................................ 61

4.3. Вопросы для самопроверки...................................................... 61

4.4. Справочные статьи и основные понятия................................ 62

5. СЕМИНАР 5.......................................................................................... 78

5.1. Религия и культура..................................................................... 78

5.2. Темы докладов............................................................................ 80

5.3. Вопросы для самопроверки...................................................... 80

5.4. Справочные статьи и основные понятия................................ 81

6. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ....................................................... 103

7. ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
НА СЕМИНАРЕ....................................................................................... 107

7.1. Рекомендации для докладчика............................................... 107

7.2. Правила произнесения речи перед публикой...................... 108

8. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»............................................................................. 112

8.1. Требования к реферату............................................................ 114

8.2. Оформление реферата.............................................................. 114

8.3. Рекомендации по структуре реферата................................... 115

9. КЛЮЧ К ИТОГОВОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ............................... 116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 116

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"........ 117

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования студенты изучают учебную дисциплину «Культурология». Термин «культурология» вошел в научный оборот в первой половине ХХ в. Его возникновение связано с именем американского культурантрополога Л. Уайта. Он считал, что это наука, имеющая самостоятельное значение, не совпадающая ни с социологией, ни с психологией.

Культурология отличается от других дисциплин, во-первых, синтетическим характером, она, как и философия, охватывает всю совокупность выработанного человечеством духовного опыта и актуализирует его в соответствии с потребностями и интересами сменяющих друг друга поколений; во-вторых, культурология характеризуется непосредственной гуманистической направленностью, она обращена к внутреннему миру личности, испытывающей потребность в духовном совершенствовании.

Культурологический подход в настоящее время становится одним из наиболее перспективных при изучении общества. Он дает системный взгляд на социум, его главную движущую силу и конечный продукт – личность, позволяет комплексно и c гуманистических позиций оценить различные стороны общественной жизни: экономику, общественное сознание и психологию, социальную организацию, коммуникативную и нормативную сферы. Именно недооценка культуры, гипертрофия «объективных» экономических, социально-классовых, технократических подходов и соответствующая политика с дополняющим идеологическим обеспечением в огромной (возможно, решающей) степени явились причиной краха СССР и всеобъемлющего кризиса современной России.

Отсюда возникают задачи образования – обеспечить преемственность в преподавании гуманитарных наук с пониманием решающей роли культуры в социуме, имея в виду, что для мировых центров образования характерен именно культурологический (антропологический) подход к изучению общества. Решение проблем демократизации жизни, подъема материальной и духовной культуры, нравственности, развития личности и реализация ее творческого потенциала, преодоление ограниченности, да и просто невежества людей, воспитание в человеке ответственного отношения к труду, воспитание умения общаться – невозможно вне русла общечеловеческой культуры, мирового цивилизационного процесса.

В настоящее время культурологическая подготовка призвана, по мере возможности, восполнять недостаточность школьного обучения и отсутствие традиций классического гуманитарного образования. Культурологическое образование призвано готовить молодежь к целостному пониманию мира, активному его преобразованию, способствовать осмыслению его как совокупности культурных достижений человечества, помогать взаимопониманию, общению представителей различных культур.

В изучении культурологии выделяются следующие блоки:

1. Теоретический. В ходе его освоения студенты должны получить представление об основных теориях культуры (предмет, основные понятия, структура и функции культуры), а также о главных школах, направлениях, концепциях в культурологии.

2. Исторический. Он включает два раздела – историю мировой и отечественной культуры, в том числе и своего края. В изучении первого раздела главное внимание уделяется европейской культуре. Вместе с тем студенту важно увидеть многообразие, «полифонизм» мировых культур. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрение основных типов древних культур. На этом фоне становится возможным выявление своеобразия и уникальности европейской (античной) культуры. В изучении второго раздела важно выявить собственную логику развития российской культуры, ее самобытность, разумеется, в сравнении с западной.

Задача исторического блока – обогащение внутреннего мира студента как личности историко-культурными ценностями, достижение более высокого уровня развития его творческих сил. Поэтому предполагается давать материал наиболее полно характеризующий творческую ценность человека в социокультурном процессе.

Наиболее перспективным для достижения этой цели представляется обращение к художественной культуре. Художественная культура открывает широкие возможности понимания студентами универсальных проблем, имеющих непосредственное отношение к каждому человеку, таких как смысл жизни и счастья, добро и зло, любовь и ненависть, честь и достоинство и т. п. Они являются вечными для любого этапа истории и для каждого человека. Также важно раскрытие закономерностей становления культурно-творческих характеристик личности, акцентирование внимания на духовном творчестве человека в области науки, техники.

Проблемный. В этот блок включены актуальные проблемы развития культуры ХХ века. Среди них выделены культурологические аспекты глобальных проблем современности, социально-культурных последствий НТР, изменения места и роли культуры в развитии человечества, проблемы взаимодействия массовой и элитарной культуры.

При изучении культурологии главной целью является изучение студентами теории и истории культуры. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: знать место культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы культурологии, историю ее формирования как научной дисциплины; иметь представление об основных современных культурологических школах, направлениях; уметь охарактеризовать формы и типы культур и цивилизаций, основные этапы развития мировой культуры; знать историю культуры России, понимать и уметь объяснить ее место в системе мировой культуры и цивилизации; приобрести опыт использования культурного наследия в республике, крае, области, районе и уметь ориентироваться в культурологической художественно-эстетической и нравственной проблематике, вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к интеллигентной и профессионально грамотной личности.

Кафедра истории Отечества и культурологии УГАТУ подготовила учебное пособие, которое включает в себя планы семинаров, справочные статьи и основные понятия, темы докладов. Для самостоятельной работы студентов к семинарам предложена литература, которая имеется в библиотеке УГАТУ в Уфе и в филиалах. Учебное пособие позволит студентам глубже осмыслить теоретические и исторические проблемы культуры, расширить их кругозор, поможет выработать у студентов исследовательские навыки и повысить культуру мышления.

1. ТЕМАТИКА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОБЛЕМ
И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

СЕМИНАР 1

Введение. Предмет культурологии. Культура как социально- историческое явление

Вопрос 1. Специфика культурологического знания. Возрастание роли культурологического знания и мышления в жизни общества и личности.

Список литературы

1) Гуревич, П. С. Культурология. – М.: Гардарики, 2003. (Введение).

2) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф.
Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопрос 1).

3) Культурология / отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Гл. 1§2).

Вопрос 2. Сущность культуры. Культура как целостность.

Список литературы

1) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 8–14.

2) Культурология: учебник для студ. техн. вузов / под ред.
Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 1998; М.: Высшая школа, 2005. (Тема 2).

3) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф.
Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопросы 2, 3, 18, 28).

Вопрос 3. Структура культуры.

Список литературы

1) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 14–21.

2) Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / под ред.
Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 1998; М.: Высшая школа, 2005. (Тема 2 §5, тема 3).

3) Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина,
М. С. Кагана. – М: Высшее образование, 2005. (Раздел IV).

Вопрос 4. Основные функции культуры.

Список литературы

1) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 21–23.

2) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф.
Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопрос 19).

3) Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1,2. – СПб.: Университетская книга, 2001.

Темы докладов

1. Культурология как интегративная наука.

2. Культура и природа.

3. Культура и цивилизация.

4. Искусство как феномен культуры.

5. Техника как социокультурное явление.

6. Массовая и элитарная культура.

7. Культура инженера.

Вопросы для самопроверки

1. Кто ввел в научный оборот термин «культурология»?

2. В чем состоит специфика культурологии как науки?

3. Каков объект культурологии?

4. Каков предмет культурологии?

5. В чем состоит сущность культуры?

6. Какие существуют типы культур?

7. Назовите основные функции культуры.

8. Какую роль играет техника в культуре?

9. Каково значение искусства в культуре?

10. Объясните значение науки в культуре.

11. Назовите негативные стороны массовой культуры.

1.4. Справочные статьи и основные понятия

Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем Уайта Лесли Алвина (1900–1975) – американского антрополога и культуролога. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции Уайта является стремление обосновать характер культуры. Он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. Уайт подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания).

В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными. Уайт сформулировал общий закон развития культуры – культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе. В книге "Наука о культуре" (1949) он ввел в научный обиход понятие "культурология", которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией. Социология – наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.); следовательно, предмет культурологии – содержание общественной жизни.

Культурология выполняет интегративную функцию для различных систем гуманитарных знаний. В России культурология связана прежде всего с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Основные науки о культуре в Европе и Америке – социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

Объект культурологии. Объектом любой науки всегда является определенная область реальной действительности. Объект культурологического познания – исторический социальный опыт людей по отбору, аккумуляции и применению эффективных форм деятельности. Этот социокультурный опыт закрепляется в нормах, образцах поведения, законах, культурных ценностях и т.д., опредмечивается в технологиях и продуктах (результатах) деятельности людей по удовлетворению их индивидуальных и общественных потребностей, формирует особенности языков и культурных кодов, определяет содержание процесса социализации человека, отражается и интерпретируется в культурных текстах, философии, религии, социальных и гуманитарных науках, литературе, праве и т.д., транслируется от поколения к поколению в виде традиций, ценностей, экзистенциальных установок и т.д.

Предмет культурологииявляется результатом теоретического абстрагирования на основе определенного объяснительного принципа, который предлагается тем или иным мыслителем, научной школой, течением. Предмет культурологии включает в себя исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности; исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи; исследование культуры как одной из технологий самоорганизации общества; исследование культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Главная цель культурологии в идеале – достижение культурного совершенства человека. Культурология и является наукой о конкретных и реальных путях достижения этой цели.

Культýра – основное понятие культурологии. По подсчетам различных ученых, определений культуры насчитывается от 200 до 1500. Культура многогранна, многозначна. Понятие «культуры» обозначает: во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. Этим определением фиксируются внешние границы культуры и ее источник – целесообразная деятель­ность. Поскольку в культуре субъектом, объектом и конечным продуктом выступает сам че­ловек как ценность всех ценностей, постольку культуру можно назвать производством исто­рически определенного типа человека; во-вторых, в социально-историческом смысле – способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия), в терминах марксистской культурологии – это первобытная культура, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и др.; в-третьих, конкретно-системный способ воспроизводства (культивирования) определенных человеческих качеств, свойств и их комплексов (профессиональная, эмоциональная, интеллектуальная, физическая, экологическая и т. д.);
в-четвертых, мера усвоения личностных достижений человечества и способ их применения в творчестве и общении.

Функции культуры.Культура обладает сложной и многоуровневой структурой и выполняет в обществе и жизни человека большое количество разнообразных функций, которые не зависят от ее конкретно-исторического содержания. В современной научной литературе существует множество классификаций этих функций. Различные авторы выделяют, как определяющую, ту или иную функцию. Например, нидерландский культуролог И. Хейзинга полагал, что самой важной является игровая функция культуры; немецкий философ Э. Кассирер подчеркивал ведущую роль символической функции; французский социолог Э. Дюркгейм изучал функции социализации и коммуникации; ценностно-нормативную функцию культуры акцентировал немецкий философ М. Вебер; на гносеологическую, мировоззренческую указывал американский социолог русского происхождения П. Сорокин. Однако выделение приоритетной функции культуры условно.

Культура изначально полифункциональна. Основными функциями культуры являются:

1. Гуманистическая функция. Ее суть – формирование человека (человекотворчество). В процессе социализации человек приобщается к миру культуры, к миру других людей. Социализация предполагает усвоение человеком определенной суммы знаний, норм, ценностей, образов, которые позволяют ему эффективно ориентироваться в мире природы и мире культуры, сохраняя свой статус и выполняя определенные роли. Социализация осуществляется посредством образования и воспитания и предполагает активное участие человека в этом процессе. В итоге воспроизводится определенный тип человека, необходимый для создания, сохранения и ретрансляции данной культуры.

2. Функция трансляции – передача социального опыта. Культура является единственным механизмом, обеспечивающим преемственность развития общества. Культура выступает как социальная память человечества.

3. Коммуникативно-информационная функция предполагает отбор и передачу лучших образцов культуры. В ходе исторического развития общество опробует и оценивает различные способы существования в мире, выделяет наиболее эффективные и ценные и стремится передать их следующим поколениям. Обогащение знаний ведет к повышению адаптационного потенциала культуры, возрастанию ее гибкости, мобильности, активности. Если происходит разрыв культурной преемственности, то новые поколения обрекаются на потерю социальной памяти, становятся, как показал писатель Ч. Айтматов в романе «Плаха», беспамятными «манкуртами».

4. Познавательная или гносеологическая функция. Общество интеллектуально настолько, насколько эффективно используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Закрытость, автаркия обедняют культуру, равно как и пренебрежение собственной культурной традицией, национальной культурой.

5. Организационно-регулятивная, нормативная функция регулирует различные стороны общественной и личной жизни. Для этого вырабатываются специальные институты культуры, особые организации, способствующие стабилизации общества или его части. Организационно-регулятивная функция связана с выработкой унифицированных требований ко всем субъектам данной культуры, она осуществляется на разных уровнях, выступает во внешних и внутренних формах и сопряжена с регуляцией межкультурных, межнациональных, межгрупповых, межличностных отношений. Организационно-регулятивная функция осуществляется при помощи моральных, религиозных, правовых ценностей и норм.

6. Семиотическая функция. Расширение опыта, информационного поля культуры сопряжено с процессами символизации, что ведет к росту опосредованности взаимодействия природы и культуры: человек все чаще имеет дело не с реальными объектами, а с их символами, с представлениями о них, аккумулированными в совокупности знаний. Оперирование знаниями, выраженными в абстрактно-символических формах, приводит к унификации культурных норм, к нарушению механизмов культурной ретрансляции, хотя в то же время способствует сближению культур, созданию единого мирового информационного пространства. В культуре обмен информацией осуществляется посредством знака, образа, символа. Их использование может либо разъединять людей и культуры, либо объединять их. Необходимо овладение знаковой системой данной культуры для ее понимания (например, знание языка, нот, формул и т.д.). Без этого нельзя познать ни национальной культуры, ни музыки, ни живописи, ни театра, ни науки. Необходимо учитывать, что изменение средств коммуникации (например, появление компьютеров) ведет к изменению форм общения и, следовательно, к изменению всей системы культуры.

7. Ценностная или аксиологическая функция. Она связана с выработкой, сохранением и ретрансляцией норм, ценностей, обычаев, обрядов, культурных образцов, при помощи которых осуществляется самоопределение человека, группы, слоя, общества. Культура, система ценностей формирует у человека вполне определенные потребности и ориентации. Данная функция способствует накоплению социокультурного опыта, его адекватной передаче, определяя консервативность и устойчивость культуры. Выработка и сохранение ценностных иерархий придают культуре неповторимость, обеспечивают ту совокупность ценностно-смысловых ориентиров, с помощью которых культура взаимодействует с иными культурными организмами, и благодаря которым сохраняет свой взгляд на мир. Системе ценностей принадлежит особое место в культуре. Легко уничтожить культуру, разрушая язык, подвергая сомнению ее фундаментальные ценности.

Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Этим термином обозначается как сам этот процесс, так и его результаты. Близким по значению является термин «культурный контакт». Выделяют три типа реакции на ситуацию культурного контакта.
1) Принятие – полное замещение старого культурного паттерна новым. 2) Адаптация – частичное изменение традиционного паттерна. 3) Реакция – полное отторжение культурных паттернов, попытки сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии.

Аксиолóгия (греч. axios ценный + ... логия) – учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. В традиционном понимании – раздел философского знания, ориентированный на решение проблемы обоснования общезначимости и теоретического знания и практического нравственного действия. Одна из фундаментальных проблем для всего гуманитарного и социально-научного познания.

Артефáкт (лат. arte – искусственно + factus – сделанный) – в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.

Архитектýра (лат. architectura, от гр. architektonikě (techně) – строительное искусство) – 1) искусство проектировать и строить здания, сооружения; зодчество; иногда архитектура как искусство проектирования противополагается строительству как осущест­влению проекта в натуре; 2) художественный характер постройки.

Век – мера культурологической периодизации истории человечества на основе достижения им определенного уровня развития основ культуры: каменный век, бронзовый век, железный век и т. д.

Виртуальная реальность — искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.

Вкус – понятие культурологии, обозначающее способность человека проявлять из­бирательность в потреблении, творчестве и общении на основе усвоенных им нравственных и эстетических норм; эстетическая мера избирательности оценочного отношения человека к миру.

Гедонизм(греч. hedone – наслаждение, веселье, удовольствие) – учение, сущность которого состоит в том, что высшей целью жизни и основным мотивом поведения человека является наслаждение, удовольствие.

Гуманúзм (лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверж­дающих ценность человека независимо от его общественного положения, право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, спра­ведливости, человечности отношений между людьми; гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса, XIV–XVI вв.) – общественное и литературное движение, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности, в противовес христианскому мировоззрению, господствующему в эпоху средневековья.

Дéятельность – способ становления, существования и развития человека. Основные типы деятельности: инстинктивная трудовая деятельность, труд, творчество. Основные формы – производство, потребление, общение. Деятельность выступает как целе­сообразный процесс воздействия субъекта (человек) на объект (природа), продуктом которо­го является модифицированная природа и обновленный человек.

Диалéктика (гр. dialektikě (techně) – искусство вести беседу, спор) – 1) метод творчества, основанный на познании реальных противоречий, лежащий в основе природных и общественных явлений и использовании этого знания в практических целях путем положи­тельного разрешения сложившихся противоречий или сознательного соединения противоположностей в нововведениях;
2) объективный процесс развития культуры, общества во всей его противоречивости, многообразии.

Дúкость– название 1-го этапа человеческой истории в культурно-исторической периодизации (дикость, варварство, цивилизация), обоснованной Л. Г. Морганом, принятой Ф. Энгельсом, признанной в науке XVIII–XIX вв. Дикость началась с появлением человека и завершилась возникновением гончарства. Перио­ду дикости соответствует время становления человека и раннего родового строя (палеолит и мезолит). Варварство (греч. barbaros) – следующая эпоха истории человечества, начи­нается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности. В современной науке разрабатывается новая периодизация первобытной истории. В переносном значении варварство – крайняя жестокость, грубость.

Идеология (греч. idea – понятие, представление) – система идей, взглядов (нравственных, религиозных, эстетических), в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп.

Инкультурация – термин, введенный М. Херсковицем в
1948 г., использовался почти исключительно в американской антропологической традиции. 1) В узком смысле обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком. 2) В широком смысле понимается как процесс усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. Данный термин может применяться по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям; он может использоваться в контексте исследования культурного контакта и культурного изменения. 3) Синоним понятия «социализации».

История культуры – научное направление в культурологии, изучающее культуру в развитии с выделением ее определенных этапов.

Закóн культурологический – теоретическое выражение связи (отношения) меж­ду явлениями, процессами, которая является объективной существенной, всеобщей, необхо­димой для обеспечения внутреннего единства, устойчивости и последовательности развития культуры в целом или ее отдельных составляющих.

Идеáл (фр. idéal, от гр. idea – идея, понятие, представление) – совершенство; совер­шенный образец чего-либо; высшая цель стремлений, деятельности.

Идéя (гр. idea – понятие, представление) – форма отражения в мышлении явле­ний объективного мира в связи с желаниями, стремлениями людей. Идея включает в себя со­знание цели и направленность дальнейшего познания и преобразования мира. Безыдейность означает бесцельность существования, потерю человеком самого себя.

Индивидуализáция – оборотная сторона социализации, социально-культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творче­ского потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности. Мерой индивидуализации является личный вклад в культуру.

Индивидуáльность – отдельная личность как обладатель неповторимой сово­купности человеческих качеств и свойств, проявляющихся в творчестве и общении.

Инженер – специалист с высшим техническим образованием.

Интеллигéнция (лат. intelligens (intelligentis) – знающий, понимающий, разумный) – общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимуще­ственно сложным творческим трудом, обеспечивающих преемственность и рост культуры (работники науки и искусства, юристы, учителя, инженеры, врачи, журналисты и др.).

Искýсство – форма духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. В широком смысле понятие искусство отождествляется с мастерством, умением, искусными навыками людей. 2) Элемент культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. 3) Форма чувственного познания мира. 4) В искусстве проявляются творческие способности человека. 5) Процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение.

Искусство – это «образ», образ мира и человека, переработанный в сознании художника, выраженный им в звуках, красках, формах. Исторически развивается как система конкретных видов искусства (музыка, живопись, архитектура, кино и т. д.).

Концепция – определенный способ понимания и трактовки каких-либо культурных явлений.

Культýра мáссовая – обобщенная характеристика современного типа культуры, превращенной в индустриально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных благ. Основные черты – примитивизм, развлекательность, сентиментальность, натуралистическое смакование насилия, секса, разжигание национальных и расовых предрассудков, культ успеха, потребительства, насаждение конформизма и т. п.

Культура элитарная – культура, ориентированная на особую социальную группу общества (элиту), обладающую высокой восприимчивостью к новым и оригинальным явлением культуры, противостоящая массовой культуре.

Культура этническая — совокупность культурных достижений какого-либо народа, обладающих ярко выраженными отличительными этническими чертами.

Культурная антропология – научное направление, целью которого является построение теории человека как творца и носителя культуры.

Лúчность (лат. persona – маска, роль актера) – термин, обозначающий социаль­ный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выпол­няющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Лич­ность является единичным воплощением культуры, конкретным выразителем всей совокуп­ности общественных отношений.

Мéтод (гр. methodos – путь, исследование, прослеживание) – образ мышления, способ преобразования мира, образ действия.

Мировоззрéние – комплекс представлений человека о себе и о мире, единство зна­ния, оценки и жизненной позиции (мироустановки), совокупность его нравственных, фило­софских, политических и иных ценностных представлений, реализующихся в делах и поступ­ках человека. Формой мировоззрения является философия, которая способ­ствует формированию творческого мышления и открывает путь к овладению богатством духовной культуры.

Наýка – 1) сфера деятельности людей по производству нового знания и подготовке его к использованию в практической деятельности (фундаментальные, поисковые, приклад­ные исследования и разработки); 2) совокупность организаций и учреждений, осуществляю­щих научную и научно-вспомогательную деятельность.

Научно-техническая революция (НТР)– понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития.

Научно-технический прогресс – непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в производстве, во всех сферах жизни общества, позволяющий по-новому соединять и комбинировать экономические ресурсы в производстве для увеличения выпуска продукции при снижающихся затратах.

Óбраз – субъективная форма отражения материального мира. По содержанию образ соответствует своему объекту, но лишь как приближенная копия его. В образе отра­жается как единичное, так и всеобщее, проявляющееся в особенном, что в целом характеризует духовный мир человека и общества.

Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называемые семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – кален­дарными.

Систéма (гр. systema – целое, составленное из частей; соединение) – 1) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т. д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство. Различают неорганическую и органическую целостности. Культура относится к органическим системам высшего порядка.

Социология культуры – термин, введенный немецким социологом А. Вебером, обозначающий социологический подход к культуре. Этот подход, состоящий в применении методов и понятий социологии к явлениям, возникшим в процессе общественной жизни человека, но имеющим свою специфику (право, искусство и т.д.), он привел к возникновению отдельных научных областей (социология права, искусства и т.д.). В их ряду находится и социология культуры.

Социализáция (лат. socialis – общественный) – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.). Социализáция – результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания и формального обучения, и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.

Сциентизм(лат. scientia – знание, наука) – абсолютизация роли науки в системе культу

Наши рекомендации