Основные теоретические положения корпоративной культуры
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Содержание программы курса
1. Тема 1. Корпоративная культура и ее место в современной организации.
2. Тема 2. Структурные элементы корпоративной культуры.
3. Тема 3. Восприятие корпоративной культуры объектами ее интересов.
4. Тема 4. Корпоративная этика.
5. Тема 5. Корпоративная культура управленческого общения.
6. Тема 6. Корпоративная коммуникационная культура и этикет.
7. Тема 7. Управление развитием корпоративной культуры.
Зачет
Литература
Основная
1. Кузнецов И.Н. Корпоративная культура: учеб. пособие. Мн.: Книжный дом - Мисанта. 2006.
2. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. СПб.: Питер, 2001.
Дополнительная
1. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. М.: Альфа-Пресс, 2005.
Лекция 1. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ МЕСТО В
СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Основные теоретические положения корпоративной культуры.
2. Уровни корпоративной культуры.
3. Типология корпоративной культуры.
Основные теоретические положения корпоративной культуры
Существуют различные подходы к пониманию той стороны социальной реальности, которая стоит за понятием культуры. На Международном философском конгрессе в 1980 г. приводилось более 250 определений этого понятия.
Культура - это уникальный образ жизни, присущий определенной группе людей.
Культура - это представления о вещах в сознании человека, модели восприятия и осознание взаимосвязи этих вещей.
Культура - это что-то, что разделяют все или почти все члены данной социальной группы, что старшие передают младшим, что формирует поведение и представления данной социальной группы о мире, например мораль, законы, обычаи.
Культура состоит из идеалов, ценностей и представлений о жизни, присущих людям и определяющих их поведение. Культура воспитывается и усваивается с детства и передается из поколения в поколение.
В широком смысле культура - это цивилизация, например западная или восточная культура. Далее следуют страны или нации, например американская или русская культура. Внутри каждой страны выделяются этнические культуры. Можно специфицировать и профессиональную культуру. Любая относительно стабильная социальная группа, имеющая общий опыт исторического развития, создает свою культуру.
Термин культура может быть применен к социальной группе любого размера, которая выработала свое представление о себе, окружающем мире и своей роли в нем, т. е. группе со своим набором основных понятий.
Под социальной культурой понимается качественная характеристика осуществления людьми своей социальности, организации социальной жизни в рамках постоянно изменяющегося поля социальных образцов, норм, правил, ролей, конвенций и т.п.
Культура является средой существования человека: нет ни одного аспекта человеческой жизни, который не был бы затронут или на который не оказала бы влияние культура. Это касается личностных качеств, способов самовыражения, образа мысли, средств передвижения, путей решения проблем, планировки и размещения городов, а также функционирования экономических и административных систем.
И в той же степени это относится к организациям: культура - среда существования и неотъемлемая часть любой организации.
Под организацией понимается форма устойчивого объединения людей, преследующих некие групповые цели и удовлетворяющих связанные с их коллективным существованием интересы и потребности, что обеспечивается относительно стабильным уровнем упорядоченности в структурном построении, разделении функций и согласованности действий субъектов сообщества
Организационная культура — это система базовых ценностей и представлений, общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, разделяемых членами организации, направляющих поведение персонала и задающих ориентиры структуре организации, системе управления, процессу труда, что способствует в условиях рыночных отношений связыванию организации в единое целое.
Под организационной культурой понимается система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов поведения, символов и вида отдельных членов и предприятия в целом, выдержавших испытание временем
Организационная культура содержит как субъективные, так и объективные элементы. К первым относятся ценности, обряды, ритуалы, табу, легенды и мифы, связанные с историей организации и жизнью ее основателей, обычаи, нормы и стиль поведения, лозунги. Объективные элементы отражают материальную сторону жизни организации. Это, например, символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудование, мебель и пр.
Организационная культура рассматривается как креативная база образования корпоративной культуры.
Корпоративизм связан с функционированием корпорации-сообщества, опирающейся на добровольную готовность ее членов соответствовать предписанным статусам (позициям) и ролям (функциям), а также на санкции за «несоответствие». Корпоративное сообщество представляет собой сложное матричное организационное построение, рассматриваемое как единое целое. Цементирующей основой в нем является баланс личного интереса и интереса сообщества; групп интересов субъектов, входящих в данное сообщество и так или иначе связанных с ним. В исторической динамике можно выделить два вида корпораций: традиционную и современную.
1. Традиционная корпорация. Традиционная (экономическая, адаптивная) корпорация является продуктом индустриального типа хозяйствования и формой объединения производителей, стимулирующей рост производительности труда.
2. Современная корпорация. Современная (постэкономическая, креативная) корпорация — это относительно обособленная социальная общность (сообщество), объединяющая всех, кто так или иначе связан с ее жизнедеятельностью, специфическими интересами хозяйствования и требующая от всех уровней сотрудников элементов творчества и самостоятельности на рабочем месте.
Корпоративная культура— это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
Основные характерные черты корпорации и ее культуры:
♦ корпорация — это современная организация со всеми факторами культуры (материальными и духовными);
♦ это гармоничная организация, в которой отдельные элементы культуры по уровню своего развития, по направленности, по идеям, целям, задачам, способам достижения целей соответствуют друг другу;
♦ это организация, живущая по закону, а не «по понятиям»;
♦ это опирающаяся на современные достижения наук социально-экономическая и техническая система;
♦ это организация, в которой людей воспринимают как главную ценность, а следовательно, организуют взаимодействие между людьми и группами на психологическом уровне, поскольку самое ценное в человеке — его душа (такой взгляд на работников корпорации, или точка зрения, или нравственная позиция руководителя, или подход, может быть назван системным социально-психологическим подходом);
♦ это развивающаяся организация, строящая свои отношения с субъектами внутренней и внешней среды на основе понимания их системной сущности и уникальности и не жалеющая усилий на получение все новых и новых знаний о деловых партнерах и сотрудниках для их лучшего понимания.
Рассмотрим некоторые основные понятия (категории) корпоративной (организационной) культуры.
Так, под ценностями понимаются свойства тех или иных предметов, процессов и явлений, обладающие эмоциональной привлекательностью для большинства членов организации. Это позволяет им служить образцами, ориентирами, мерилом поведения. К ценностям относятся в первую очередь цели, характер внутренних взаимоотношений, ориентированность поведения людей, исполнительность, новаторство, инициатива, трудовая и профессиональная этика и пр.
Согласно исследованиям, проводимым в западных фирмах, сегодня все меньшую роль играют такие ценности, как дисциплина, послушание, власть, и все большее — коллективизм, ориентация на потребителя, творчество, умение идти на компромиссы, служить обществу.
Ключевые ценности, будучи объединенными в систему, образуют философию организации. Она отвечает на вопрос, что является для нее самым важным. Философия отражает восприятие организацией себя и своего предназначения, главные направления деятельности, создает основу выработки подходов к управлению (стиль, мотивационные принципы, информационные ориентиры, порядок разрешения конфликтов), упорядочивает деятельность персонала на основе общих принципов, облегчает освоение требований администрации, формирует общие универсальные правила поведения.
Обряды - заранее спланированное и подготовленное, часто театрализованное зрелище, в котором концентрируются различные проявления корпоративной культуры.
Например, торжественное награждение работника почетным званием «Лучший изобретатель года». Достаточно часты обряды, сопровождающие вступление нового сотрудника в коллектив.
Церемонии - серия обрядов, объединенных в одно событие.
Например, церемонии «запуска» нового продукта, спуска корабля на воду, награждения работников, добившихся особых результатов в своей работе, юбилеи, празднования достижений, зачисление в списки лучших, публичные поощрения.
Ритуал представляет собой совокупность специальных мероприятий (обрядов), оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей, часто затушевывания истинного смысла тех или иных сторон ее деятельности, обучения организационным ценностям и формирования необходимых убеждений.
Работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения гимнов.
На многих американских предприятиях сферы обслуживания каждый новичок, независимо от образования, начинает свою карьеру в отделе обслуживания клиентов. Это подчеркивает необходимость ориентироваться на нужды потребителя.
Примером может служить следующий ритуал из жизни фирмы General Motors. Подчиненные в компании должны были встречать в аэропорту руководителей, прибывающих из других городов, нести их багаж, оплачивать их счета в гостинице и ресторане, возить их по городу в любое время дня и ночи. Чем выше статус руководителя, тем больше людей должно было сопровождать его во время полета и тем многочисленнее свита, ожидающая его в аэропорту.
Другим ритуалом компании General Motors был прием пищи: все менеджеры должны были обедать в отдельном помещении в одно время и при этом разговаривать на определенные темы, как правило, не связанные с производством. Именно из-за того, что темы разговора часто носили личный характер, а порой и запретный, этот ритуал приобретал особую значимость, поскольку сопровождался добровольным принесением в жертву личного времени, которое можно было бы провести с друзьями или с семьей. Таким образом компания распространяла свое влияние на личную жизнь служащих, а они, в свою очередь, проявляли готовность подчиниться требованиям компании из-за боязни не вписаться в ее корпоративную культуру.
Часто ритуалы представляют собой стандартные процедуры снятия напряжения, сглаживания разногласий и недовольства, регулярно применяемые в компании. Например, многие западные фирмы каждую пятницу после работы устраивают «пивные дни», когда сотрудники вместе пьют пиво и беседуют. Так, Digital Equipment Company (DEC) в Шотландии регулярно организует барбекю или пикники с бесплатными напитками для всего штата компании, создавая тем самым условия для общения сотрудников разных уровней и из разных отделов.
Мифы (саги) - рассказы, истории, которые обычно основаны на реальных событиях, но постепенно обрастают домыслами и дополнениями.
Например, рассказ о работнике Proctor & Gamble, который заметил, что все этикетки на одном виде продукции его компании в местном супермаркете наклеены неровно и портят впечатление о товаре. Он скупил всю партию, надеясь, что компания возместит его затраты, оценив рвение своего сотрудника. Так и получилось.
Различные истории существуют почти в каждой организации. Они повествуют об основателях организации, о фактах пересмотра установленных правил и предписаний, перемещениях и продвижениях и т. д. Такие истории устанавливают связь между прошлым, настоящим и будущим и служат руководством к действию.
Легенды - пересказ реальных событий, приукрашенных вымышленными подробностями, в центре которых часто выступает герой или героиня.
Например, в одной из американских компаний бытовала легенда о рабочем, который постоянно пытался найти способ применения минералов, остающихся неиспользованными в производстве наждачной бумаги. Сначала он был даже уволен за то, что тратил слишком много рабочего времени на обдумывание и испытание своих теорий. Решив в конце концов проблему, он стал заместителем руководителя подразделения «Зернистые кровельные покрытия», созданного в компании по его предложению. Легенды отражают, прежде всего, историю и наследие организации и передают унаследованные ценностные ориентации.
Символы и лозунги - запоминающиеся изображения и логотипы различных компаний.
Так, лозунгом компании IBM стало «I think therefore IBM», что созвучно словам Декарта «I think there fore I am» (Я мыслю, значит, существую), а лозунг компании Caterpillar (сороконожка) гласил: «48 hour parts service in the world» (48-часовая служба запчастей по всему миру).
Одной из форм проявления культуры организации является ее имидж, т. е. репутация, доброе имя, образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности под воздействием результатов деятельности, успехов или неуспехов организации.
Материальные проявления культуры - это символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий и персонала, оборудование, мебель и пр.
В кампании GM нормой одежды в 60-е гг. прошлого века был темный костюм, светлая рубашка и приглушенных тонов галстук. Оформление офисов тоже было стандартизировано: ковровое покрытие одного из оттенков синего или зеленого цвета и светло-бежевые дубовые панели. Другие, более яркие цвета в компании не приветствовались.
В IBM, например, принято носить строгий костюм, белую рубашку и узкий черный или темно-синий галстук. Этот отличительный облик сотрудников IBM идет от убеждения Тома Ватсона-старшего (основателя и главы корпорации), что быть агентом по сбыту - это уважаемое, желательное призвание, очень далекое от репутации двуличного и хитрого человека, которой наделялся коммивояжер в первой половине XX в.
Оформление физического пространства распространяется на здания, открытые пространства, расположение офисов. Например, замена 4-местных столов в кафетерии компании на 6-местные расширяет возможности для знакомств и разговоров сотрудников разных отделов компании.
К символам могущества компании относится возможность некоторых фирм предоставлять своим сотрудникам корпоративные автомобили, оплачивать транспортные расходы, давать дотации на отдых сотрудникам и членам их семей. Состояние дел в компании, количество и качество корпоративных автомобилей, наличие самолета в распоряжении компании - всего лишь несколько примеров, символизирующих корпоративное могущество. Другие символы включают размер и расположение офисов, престижную меблировку, стиль одежды и презентабельность сотрудников. Такие материальные символы, помимо могущества компании, свидетельствуют о положении каждого ее члена и типах поведения, которые ожидаются от работника, а такжео том, что и как именно оценивается высшим руководством.
Язык общения. Почти все организации используют свой собственный язык общения, изобилующий профессиональными или производственными терминами, аббревиатурами, жаргонными словами. Узнав этот язык, вновь пришедшие сотрудники поддерживают, сохраняют и развивают его. Часть корпоративного языка создается организаторами компании для отражения ее корпоративных ценностей.
Например, на языке Disneyland работа - «шоу», посетители - «Гости» (с большой буквы), работники в павильонах - «хозяева», объединенный термин для всех сотрудников - «актерский состав», а работа с посетителями - «игра на сцене».
В некоторых компаниях нет работников. Например, в Wal-mart (американская компания, крупнейшая в мире розничная сеть торговли) их называют «associates» (младшими членами корпорации), в McDonald's — «crew-members» (членами команды).