Теоретико-методологическая часть программы
Актуальность темы. Постановка проблемы.В современном российском обществе имеется множество средств и форм коммуникации, но большая часть из них связана с сетью Интернет. В обществе за последние годы произошли кардинальные изменения (развитие науки и техники), которые в свою очередь открыли огромный простор для жизнедеятельности человека.
Стоит отметить, что сетевые коммуникации позволили взаимодействовать субъектам виртуально, посредствам онлайн-дискуссий. В этом есть свои плюсы и минусы, главными минусами выступают, обесценивание живого общения и снижением уровня языковой развитости, а плюсом успешное управление информацией. Переписки с помощью Интернета в чатах и блогах – все это влияет на русский язык. Происходит изменение ценностей: компьютерное образование ценится больше языкового, поэтому считается особым шиком изъясняться упрощенным языком, который противоречит нормам повседневного, реального общения. Именно сеть Интернет завоевывает все большую аудиторию. Поэтому проблема существования и функционирования русского языка в Интернете, несомненно, актуальна.
Сетевые коммуникации постоянно развиваются и на сегодняшний день находятся в центре научных интересов, различные подходы к изучению феномена Интернет и его возможностей выделяют новейшие свойства и признаки сетевой коммуникации.
Степень изученности в литературе.В нашем исследовании особое внимание уделяется языку общения в сети Интернет. В литературе по данной теме рассматриваются различные примеры и формы воздействия Интернет коммуникаций на культуру.
А. Бадрах и Ц. Ширнэн [1] рассматривают словообразовательные процессы, которые происходят в сети Интернет, часть из которых получили вторую жизнь в Интернет-коммуникации: словосложение, бленды, обратное словообразование, сокращение.
Исследователь Л.В. Дубина [2] рассматривает влияние современных средств коммуникации на развитие русского языка. Явления, которые наблюдаются в речи пользователей сети Интернет, рассматриваются в контексте двух противоположных и взаимосвязанных тенденций – к формализации и деформализации общения.
В.Л. Силаева [5] рассматривает электронную культуру, в которой выделяет присущие ей элементы: язык, нормы и традиции. Также, разделяет на классификации языков: естественные, искусственные и вторичные Естественные языки общения в Интернете базируются на естественных языках из реальной жизни. Однако языковая адаптация сопровождается различными новшествами.
В.Л. Тихонова [6] в своем исследовании затрагивает самоиндетификацию индивида по средствам языка. Автор считает, что нет ничего отрицательного в грамотном и красноречивом Интернет-диалоге, но негативный момент связан с появлением психологической зависимости пользователя – стремление положительно позиционировать себя перед другими и желании обязательно быть признанным таким, каким он хочет себя видеть в их глазах.
А.В. Куликова [4] в своей статье описывает особенности Интернет-коммуникаций современной молодежи, достоинства и недостатки Интернет-общения. Также рассматриваются изменения, которые происходят в языке с развитием Интернет-сообщества, особенности использования Интернет-сленга в повседневной жизни молодежи.
Сеть Интернет как особая коммуникативная среда, принесшая с собой новые способы общения и формы существования языка, рассматривается у таких исследователей как А.С. Трач [7] и Т.С. Иванова [3]. Исследователи выделяют новый стиль общения в сети Интернет, при этом и рассматривают нарушение устной речи индивида.
Таким образом, с изучением литературы по данной теме можно прийти к выводу, что язык сетевых коммуникаций является мощнейшим источником воздействия на культуру современного российского общества.
Объект исследования– молодежь города Иркутска (18-30 лет).
Предмет исследования–особенности сетевых коммуникаций в культуре молодежи г. Иркутска.
Цель исследования– изучить сетевые коммуникации в культуре молодежи г. Иркутска. В нашем исследовании особое внимание уделяется языку общения в сети Интернет.
Задачи исследования:
1. выяснить язык общения в сети Интернет;
2. выяснить цели использования сетевыми коммуникациями молодежи;
3. выявить онлайн-дискуссий в сети Интернет;
4. выявить отношение к живому общению и общению в Интернете;
5. выявить частоту общения в сети Интернет.