Влияние сетевых коммуникаций на культуру молодежи г. Иркутска (результаты социологического исследования)

Сеть Интернет как новая форма массовой коммуникации на сегодняшний день стремительно входит в нашу жизнь. «Комплекс особенностей Интернета позволяет рассматривать его не только как новую информационную технологию, но и как новую социокультурную среду и сферу самоосуществления человека» [23]. Так, например, по результатам исследований Фонда «Общественное мнение», за 2015 г. доля активной Интернет-аудитории – это выходящие в сеть хотя бы раз за сутки – составляла 53% (61,5 млн. человек). Годовой прирост Интернет-пользователей, которые выходят в сеть хотя бы раз за месяц, составил 8%, а для суточной аудитории данный показатель равен 6%. Однако, сеть Интернет развит гораздо широко в США и Западной Европе, нежели в России. В Россию Интернет вошел в 1991 г. и с того времени он стал стремительно развиваться. Российское общество не сразу приняло Интернет, им пользовались в основном сотрудники научных центров, журналисты и сотрудники КГБ. Но с 2000 г. Интернет-пользователи превысили отметку 10 миллионов человек, следовательно, потенциально возникла новая культура. Исследование сети Интернет, его аудитории на сегодняшний день одна из самых актуальных тем.

Стремительные темпы развития сети Интернет, популярность социальных сетей, блогов, форумов привели к существенным изменениям в культуре, а именно в структуре и языке общения современной российской молодежи. Сетевая коммуникация протекает в условиях массовой коммуникации и имеет свои особенности в отличие от традиционного прямого общения в жизни. С целью определения влияния сетевых коммуникаций на культуру молодежи (18-30 лет) г. Иркутска нами было проведено социологическое исследование.

В нашем опросе приняли участи 100 молодых людей г. Иркутска. Возрастная группа от 18-20 лет включает 17 человек (17%), затем 21-25 лет составляет 43 человека (43%). В группе 26-30 лет анкетирование прошли 40 человек (40%).

Мы хотели выявить виды онлайн-дискуссий, частоту и цели использования сетевыми коммуникациями молодежью, а также узнать отношение к живому общению и общению в Интернете у молодежи. Задачами настоящего исследования выступил анализ языка общения в сети Интернет у молодежи.

По итогам анкетирования мы установили, что все респонденты являются активной аудиторией сети Интернет, но 8% молодых людей от 21-25 и 26-30 лет не состоят в социальных сетях (см. таблицу Б.4, Б.5). А также, стоит отметить, что 3% молодежи не используют коммуникативные функции сети Интернет (см. таблицу Б.6). В своей книге «Мозаика и Всемирная паутина доступа к Internet» С. Браун отмечает: «Распространение сети Интернет идет очень высоким темпами. Можно с уверенностью утверждать, что «всемирная паутина» становится неотъемлемым элементом жизни российского общества. Количество пользователей Интернетом растет стремительными темпами. Поэтому любые данные об их количестве устаревают раньше, чем становятся широко доступны» [5].

А вот время, которое респонденты проводят каждый день в сети, различно: пятая доля респондентов тратят на общение через Интернет не более часа, 21% от одного до двух часов, треть респондентов от трех до пяти часов и около 24% более пяти (см. таблицу Б.7). И 35% респондентов согласны с тем, что «сидеть» в социальных сетях каждый день по 3-5 часов «абсолютно нормально», но 52% не согласились с данным утверждением (см. таблицу Б.20.5). Итак, большая часть молодежи проводит в Интернете значительную часть дня.

В донном социологическом исследовании мы не затрагиваем проблему Интернет-зависимости, однако эти цифры подтверждают, что сеть Интернет прочно заняла лидирующие позиции в структуре распределения временного бюджета современной российской молодежи. Это отчасти связано и с высокими темпами развития мобильного Интернета: ведь сейчас уже трудно представить молодых людей без ноутбуков, мобильных телефонов и прочих устройств с выходом в Интернет, которые позволяют в любом месте и в любое время быть в сети. Нужно сказать, что следует быть очень осторожным, т.к. сеть позволяет стирать физические границы, поэтому молодежь не может себя представить без Интернета. Таким образом, длительное времяпровождение в Интернете в значительной степени приводит к зависимости. Также, это отмечают 8% опрошенных респондентов (см. таблицу Б.19).

Однако в основном молодые люди общаются в сети Интернет с целью времяпровождения и отдыха (73%), а общение с целью поиска необходимой информации для учебы или работы стоит на втором месте (24%) (см. таблицу Б.8).

Из всех способов коммуникации молодежь выбирает чат (мгновенный обмен сообщениями между людьми) 78%, а форумы (обсуждение одной какой-то темы) 12% и блоги (виртуальный дневник для всеобщего посещения) 6%. Чаты, бесспорно, лидируют как способ и средство общения (см. таблицу Б.10). Тем самым, эти виды сетевой коммуникации являются своеобразным «гибридом» письменного и устного текста [18].

Общение в сети Интернет, бесспорно, привлекает молодежь своим удобством (12%), быстротой (21%) и легкостью (11%); можно общаться с людьми, недоступными в реальной жизни, причем общаться с ними, не выходя из дома или на большом расстоянии (20%). Интернет-технология делает коммуникацию трансграничной, т.е. общение перестает быть привязанным к местоположению общающихся Интернет-пользователей. В сети легко и быстро найти единомышленников (7%), но стоит отметить, что молодежь в возрасте от 18 до 20 лет не знакомятся с новыми людьми в сети (см. таблицу Б.18).

Мы выяснили, что половине респондентов легче общаться в живую, нежели через сеть Интернет (50%) (см. таблицу Б.9). Это можно сравнить с утверждением «преимущество общения в сети, – это отсутствие визуального контакта», больше половины респондентов не согласны с данным утверждением (54%), но согласны (45%) с «общение в сети – это отлично» (соответственно, см. таблицу Б.20.3, Б.20.6). И в то же время отсутствие живого общения, визуального контакта и невербальных средств сетевой коммуникации затрудняет передачу всех эмоций, трудно понять, истинны ли чувства, о которых говорит собеседник (соответственно, 11%, 21%, 16%) (см. таблицу Б.19). Этот недостаток Интернета влечет за собой возможность обманывать, притворяться, выдавать себя не за того, кем ты являешься, т.е. быть анонимным пользователем сети Интернет. Но все недостатки сетевых коммуникаций не делают невозможными разговоры на серьезные и откровенные темы (5%) (см. таблицу Б.18). Стоит отметить, что с утверждением «легче выразить (написать) свои чувства другу в сети Интернет, нежели признаться вживую» не согласны 42% опрошенных (см. таблицу Б.20.4).

Помимо трансформаций в структуре общения современной молодежи, появляется и формируется особый язык, происходящий из этого общения, о котором говорят ряд российских ученых: О.А. Волосатова [9], А.С. Трач [38] и Т.С. Иванова [15]. Простота Интернет-коммуникаций приводит к таким «негативным» изменениям, как упрощение и не соблюдение грамматических и орфографических правил, 54% опрошенных сокращают слова при общении в сети Интернет, около 44% опрошенных отмечают, что сомневаются в соблюдении или не соблюдают правила орфографии, а 36% – правила грамматики (соответственно, см. таблицу Б.16, Б.11, Б.12). А вот употребление нецензурной лексики при общении в сети Интернет дозволенно, по мнению большинства молодежи (61%), а также и Интернет сленга (61%) (соответственно, см. таблицу Б.14, Б.15).

Сегодня можно говорить о появлении нового Интернет сленга. Речь идет об особом «падонкаффском» (или «олбанском») языке, который вошел в начале 2000-х годов. Это определенный стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но специально неверным написанием слов, частым употреблением ненормативной лексики и определенных штампов, характерных для сленга. Интернет сленг породил множество стереотипных выражений, мемов, смайлов [24]. Они также являются крайне важными средствами передачи эмоций. Это можно подтвердить тем, что большая часть опрошенных (81%) пользуются при общении различными смайлами и мемоми (см. таблицу Б.13), чтобы выразить свои чувства и эмоции (54%) (см. таблицу Б.20.1).

Изменения постоянно происходят в языке, он динамичен. И возможно, использование сленга и ненормативной лексики в определенной субкультуре обогащает речь – при условии, что литературный язык не забывается [24]. Но стоит отметить, что 4% молодежи считает, что недостаток общения в сети Интернет, – это снижение языковой развитости (см. таблицу Б.19).

Конечно, язык сегодня несравнимо подвижнее, чем когда бы то ни было. Но, несмотря на это, отношение к Интернет сленгу скорее негативное (см. таблицу Б.20.2). Так, 61% молодых людей стесняются в выражениях при общении в сети Интернет (нецензурная лексика и сленг). Возможно, для многих использование Интернет сленга – это всего лишь способ сэкономить время, а не просто модное средство общения и сближения с другими пользователями сети.

Также мы выявили, что 54% молодых людей стараются при общении в сети Интернет показать свою интеллектуальность и эрудированность (см. таблицу Б.17). Обоснованием этого мы видим в том, что каждый Интернет-пользователь стремится положительно себя позиционировать перед другими и желает быть признанным таким, каким он хочет себя видеть в их глазах, т.е. это самоидентификация себя посредствам языка. В.Л. Тихонова считает, что нет ничего отрицательного в грамотном и красноречивом Интернет-диалоге, но негативный момент связан с появлением психологической зависимости пользователя от этого [36].

Итак, стремительные темпы развития информационного общества привели к определенным трансформациям в культуре современной российской молодежи. Молодежь в возрасте от 18 до 30 лет являются активными пользователями сети Интернет, ежедневно много времени проводя в сети. Предпочтительный способ коммуникации – это чат (мгновенный обмен сообщениями между людьми). Можно говорить о появлении особого русского языка. Причем впервые этот язык возник не стихийно, а в результате целенаправленной деятельности членов Интернет-сообщества. Причем этот язык, возникший в письменном виде, уже перешел в устную речь и не ограничивается рамками Интернета. Также, большинство молодежи предпочитает живое общение, нежели общение в сети Интернет. Следовательно, сеть Интернет – это особая сетевая коммуникативная среда, особое место реализации языка.

Заключение

Тема «Сетевые коммуникации в культуре современного российского общества» достаточно актуальна на сегодняшний день, особенно, если учесть, что среди российских исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме. Актуальность темы подчеркнута и её слабой изученностью.

В первой главе работы нами были рассмотрены теоретико-методологические основы анализа сетевых коммуникаций в культуре современного российского общества. В частности, отмечается, что предметом специального анализа должны стать изучение возможностей прогнозировать и объяснять трансформацию культурных реалий в сетевом пространстве, а также вероятность социокультурной диагностики сети Интернет в целом. В первом параграфе автором были проанализированы различные теории сетевых коммуникаций, в частности, и понятия. Под сетевыми коммуникациями мы понимаем средства обмена информацией через сеть Интернет, создающие при этом новое культурное пространство.

Во втором параграфе – автором представлен анализ видов коммуникации в сети Интернет. Нами было подчеркнуто, что выделяются три наиболее часто встречающиеся видов коммуникации в сети Интернет: во-первых, электронная почта; во-вторых, форум; в-третьих, чат. Было выявлено, что с одной стороны, сетевые Интернет-сообщества являются продолжением и новым измерением традиционно сформировавшихся структур социокультурной жизни, а с другой, они представляют собой особое социокультурое пространство, в котором развивается новейшее качество повседневной жизни.

На основе представленной теоретической базы во второй главе курсовой работы были проанализированы сетевые коммуникации в современной российской культуре. В первом параграфе нами были рассмотрены сетевые коммуникации в культурном пространстве современного российского общества (вторичный анализ данных). Кроме того, была рассмотрена структура общения в сети Интернет. Мы выяснили, что сетевые коммуникации в культурном пространстве современного российского общества требуют новейшие неклассические подходы к исследованию сети Интернет. Сетевые коммуникации на сегодняшний день можно рассматривать как особую социальную среду. В этой среде есть свой специфический язык, формы, нормы взаимодействия, также сеть Интернет привлекает в свою новую среду все широкий круг пользователей.

Во втором параграфе второй главы было проведено социологическое исследование на тему «Влияние сетевых коммуникаций на культуру молодежи г. Иркутска», в котором приняли участие 100 молодых людей г. Иркутска. Анализ анкет показал, что стремительные темпы развития информационного общества привели к определенным трансформациям в культуре современной российской молодежи. Молодежь в возрасте от 18 до 30 лет являются активными пользователями сети Интернет, ежедневно много времени проводя в сети. Предпочтительный способ коммуникации – это чат (мгновенный обмен сообщениями между людьми). Можно говорить о появлении особого русского языка. Важно отметить, что впервые этот язык возник не стихийно, а в результате целенаправленной деятельности членов Интернет-сообщества. Причем этот язык, возникший в письменном виде, уже перешел в устную речь и не ограничивается рамками Интернета. Также, большинство молодежи предпочитает живое общение, нежели общение в сети Интернет.

Таким образом, сеть Интернет является главной формой коммуникации, выступающая как особая коммуникативная среда, которая принесла с собой новейшие способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы языка, являющегося мощнейшим источником воздействия на культуру современного российского общества.


Наши рекомендации