Сетевые коммуникации в культурном пространстве современного российского общества (вторичный анализ данных)

В современном постиндустриальном обществе роль сетевых коммуникаций непрерывно и мнгновенно возрастает. Сеть Интернет всё больше проникает в общество, которая оказывает влияние на процессы модернизации и глобализации во всех сферах человеческой жизнедеятельности – науке, культуре, образовании. Новое социокультурное пространство создается главным образом благодаря сетевым коммуникациям.

Современные исследователь Т.Ю. Базаров говорит о том, что «в виртуальной среде возникает новый вид коммуникации, который отличается от межличностной и массовой коммуникации. Виртуальная коммуникация есть разновидность электронного общения посредством компьютерных технологий, находящихся в режиме онлайн. Таким образом, к сфере виртуальной коммуникации относят те разновидности текста, для которых актуально подчинение этой цели: общение в электронной почте, чаты, блоги, форумы, социальные сети» [4].

Заметим, что в основном общение в сети Интернет, – это письменный текст, что объясняется особенностями канала коммуникации, а также удобством обработки и использования текстовых данных (например, поиск по тексту, цитирование). А.В. Курьянович: «Все составляющие поведения человека в сети Интернет приобретают вербальное измерение. Коммуникация в виде письменного текста получает в Интернете онтологический статус, становится основой существования» [27].

В английской литературе используется термин «cоmputer-mediаted communicаtiоn» – это компьютерная опосредованная коммуникация, среди российских ученых наиболее распространенными вариантами являются Интернет-дискурс, электронная коммуникация, сетевая коммуникация, виртуальная коммуникация, Интернет-коммуникация, электронный дискурс, или компьютерный дискурс. Также, разделяют понятия «виртуальное общение» и «электронный дискурс», считая второе более узким понятием, которое описывает языковые и речевые особенности компьютерного «текстового» общения, изучаемые методами дискурсивного анализа. Таким образом, электронный дискурс является составной частью более широкого понятия электронной коммуникации.

Дискурс (фр. «discours», англ. «discourse», от лат. «discursus» «бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор») – речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. Многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, – лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии.

По А.Е. Жичкиной «виртуальная коммуникация – это синтез письменной и устной речи. Она характеризуется возможностью межличностного общения одновременно с большим числом партнеров. При этом стоит отметить большое увеличение скорости получения и обработки информации (растет ее объем при уменьшении количества времени). Это приводит к избирательности субъекта, изменения способа обработки информации. Происходит упрощение языковых средств, что может вызвать проблему адекватного понимания» [13].

Интернет-коммуникация – это особая сетевая коммуникативная среда, особое место реализации языка. Г. С. Чучкова: «при виртуальной коммуникации собеседники лишь представляют себе образы друг друга. Это некая компенсация отсутствия визуальной и речевой составляющих» [43]. В целом сетевое общение характеризуется более мягкими отношениями, которые часто переносятся и на реальные встречи виртуальных собеседников. Но жизненные ситуации разнообразны, и реальная коммуникация не всегда предпочтительнее, чем идеальная виртуальная. Отличие, впрочем, не в идеальности той или другой, а в специфике нашего восприятия. Как указывает А.Травин, «При непосредственном общении собеседнику бывает страшно вымолвить «тяжелое» слово. В электронном общении вымолвить его очень легко, но бывает страшно потом открывать ответное письмо» [37].

Современный российский исследователь О.А. Волосатова отмечает, что возникает новый язык, который используется для общения в сети Интернет, теряет субъектно-объектную разделенность, но при этом оставаясь смысловым вместилищем [9]. Также о формировании нового языка говорят А.С. Трач [38] и Т.С. Иванова [15], при этом и рассматривают нарушение устной речи индивида.

Устная речь линейно разворачивается во времени: что-то говорится раньше, что-то позже. Сказанное нельзя отменить, его можно только опровергать. Устная речь не имеет черновых вариантов. Все, в то числе неудачные попытки равно предлагаются для интерпретации слушающему собеседнику. Письменная речь разворачивается в пространстве своего бумажного носителя слева направо и сверху вниз. При письме есть время обдумать, исправить, отменить. Это возможно благодаря временному отрывку между возникновением письменного текста и тем моментом, когда он реально поступит к получателю. Все другие, в том числе структурные, различия между письменной и устной формами вытекают из этой фундаментальной разницы.

Так, например, А.С. Трач считает, что общение в целом перемещается из устной сферы в сеть Интернет [38]. Следовательно, доля нашего общения переместилась в этот «письменный» по технике исполнения и восприятия уровень. И за счет этого должно происходить обогащение письменной речи, чтобы индивид мог передать то, что невозможно сделать в стандартной письменной речи. Например, «смайлы» и мемы, и они же заменяют знаки препинания, то есть, происходит нарушение канонических норм пунктуации. А также, способом передачи эмоциональной насыщенности речи является его построение, которое отличается от типичной письменной речи – краткость, разорванность, отсутствие четких конструкций [38].

В.Л. Силаева рассматривает электронную культуру, в которой выделяет присущие ей элементы: язык, нормы и традиции. Но кроме этого автор, также разделяет на классификации языков: естественные, искусственные и вторичные [34].

Естественные языки общения в Интернете базируются на естественных языках из реальной жизни. Однако языковая адаптация сопровождается различными новшествами. Знание искусственных языков Интернета (и компьютерного программирования вообще) наделяет пользователей высоким статусом. С помощью такого знания можно осуществлять контроль над другими пользователями (отслеживать их появление в Интернете, засылать им вирусы, управлять их компьютером и даже перекрывать возможность доступа к Интернету).

К вторичным языкам Интернета автор относит состоящую из визуального ряда надстройку к тексту. Поскольку сетевая коммуникация происходит посредством текстов, большое значение приобрела их визуализация, выражающаяся в появлении смайловых структур, мемов, гиперссылок, цветовых и шрифтовых выделений и обильного сопровождения изображениями. «Смайлы (от англ. smile – улыбка) – графическое изображение для передачи эмоций или действия, формируемое с помощью знаков, которые имеются на клавиатуре. Гиперссылка (от англ. hyperlink) – это интерактивное перемещение позиции пользователя в электронном тексте» [34]. Ее аналогом являются сноски в книгах или отсылки в рамках одной энциклопедии с одной статьи на другую. Гиперссылки делают тексты многоуровневыми, освобождая от лишних пояснений в самом тексте, но не ограничивая их количество за его пределами. В сетевом общении они обычно заменяют пересказы различных историй. Конечно же, языки всех трех типов будут меняться по мере развития социальной и технической составляющей сети Интернет, но на каждом этапе формирования их использование приближается к норме, в рамках которой осуществляется вертикальная мобильность и социализация пользователей в Интернет-сообществах.

Искусственными являются языки, созданные специально для технологической поддержки сети Интернет, такие как «HTML, Java, PHP и прочее. Наиболее легким из них является HTML – Hyper Text Markup Language – язык разметки гипертекста, предназначенный для создания гипертекстовых документов в веб-среде. Этим языком владеют практически все продвинутые пользователи, визуально моделирующие свои тексты. Его элементы входят в Интернет сленг» [34].

Таким образом, на функционирование языка в сети Интернет влияет ряд факторов: демократизация общения, разнообразие целей и задач коммуникации, необходимость приспособить письменную форму речи к условиям интерактивного общения, необходимость в новых средствах выразительности, возможность использования гиперссылок и мультимедийных вставок.

Но наряду с этим проявилась и другая тенденция – это рост числа интерактивных Интернет-сообществ, следовательно, и общий рост числа Интернет-пользователей, которые занимают активную коммуникационную позицию. Число степеней коммуникативной свободы безусловно растет – при наличие достаточно небольших ресурсов любой человек может включиться в жизнь почти безграничного количества Интернет-сообществ. Растет и уровень людей, которые включены в активные формы социального поведения в сети Интернет. В странах, которые продвинулись на пути построения информационного социума без глобальных работ с Интернет-сообществами немыслимы политические и какие-либо информационные кампании [22].

Сегодня информация объединяет человека в мировое сообщество, которое приводит к качественным трансформациям в стиле мышления, в способе видения, оценки и понимания действительности. Прежний линейный способ восприятия мира, который основан на логических последовательностях, аргументациях и обоснованиях, уступает место целостному видению мира, когда даже нерегулярное чтение или просмотр телевизора быстро приобщают человека к происходящему. Ассоциативность, открытость, индивидуальность – это и есть свобода, творчество, доступность, приватность, являются несомненно положительными следствия современных масс медиа. С другой стороны, есть и опасные последствия. Эксплуатация знания для других и опасных для социума целей также становится серьезной угрозой миру (терроризм, медицина – преступная трансплантология, угроза использования атомной энергии в военных целях). Также опасность является еще и в использовании знания для манипуляции людьми (новые политические технологии, религиозные конфликты, но и разного рода справочники, которые включают информацию о частной жизни и т.п.), известные случаи несанкционированного получения компьютерными преступниками (хакерами) информации как секретной государственной, так и просто приватной.

Таким образом, сетевые коммуникации в культурном пространстве современного российского общества требуют новейшие неклассические подходы к исследованию сети Интернет. Сетевые коммуникации на сегодняшний день можно рассматривать как особую социальную среду. В этой среде есть свой специфический язык, формы, нормы взаимодействия, также сеть Интернет привлекает в свою новую среду все широкий круг пользователей.

Наши рекомендации