Состав и различия индикаторов по параметру

«дистанция власти»

Страны с меньшей дистанцией власти Страны с большей дистанцией власти
Родители придают меньшее значение послушанию детей Родители придают большее значение послушанию детей
Студенты высоко ценят независимость Студенты высоко ценят комфорт
Авторитарный подход среди студентов — следствие их личных особенностей Студенты рассматривают авторитарный подход как социальную норму
Менеджеры склонны при принятии решений советоваться с подчиненными Менеджеры принимают решения на автократичной и патерналистской основе
Постоянный надзор и контроль оценивается подчиненными негативно Постоянный надзор и контроль оценивается подчиненными позитивно
Сильная производственная этика: не верят, что человек может не любить работать Слабая производственная этика: скорее верят, чем не верят, что человек может не любить работать
Менеджерам больше правится начальник, непосредственно участвующий в делах Менеджерам больше правится директивный и мотивирующий начальник
Предпочтения подчиненных в отношении стиля принятия решений менеджером явно направлены в сторону консультативного, компромиссного типа Предпочтения подчиненных в отношении стиля принятия решений менеджером поляризованы между авторитарно-патерналистским стилем и правилом подчинения меньшинства большинству
Менеджеры предпочитают рассматривать самих себя как практичных и системных людей, признают необходимость поддержки Менеджеры предпочитают считать себя великодушными людьми, берущими ответственность за принятие решений на себя
Работники в меньшей степени боятся выражать несогласие с начальством Работники боятся выражать несогласие с начальством
Работники проявляют большую готовность к кооперации Работники проявляют меньшую готовность к кооперации
Считается, что менеджеры более склонны к рассуждениям Считается, что менеджеры менее склонны к рассуждениям
У студентов слова «власть» и «богатство» вызывают чаще позитивную реакцию У студентов слова «власть» и «богатство» вызывают чаще негативную реакцию
Смешанные настроения по поводу участия подчиненных в управлении Идеологическая поддержка участия подчиненных в процессе управления
Смешанные настроения среди менеджеров по поводу возможности распределения лидерских функций и инициативы Идеологическая поддержка среди менеджеров возможности широкого распределения лидерских функций и инициативы
Возможен неформальный совет с работниками без их формального участия в процессе Формальное участие работников в процессе возможно без неформального совета с ними
Высокообразованные работники в меньшей степени придерживаются авторитарных ценностей, чем малообразованные Уровень образования не влияет на приверженность большинства авторитарным ценностям


Сравнение по шкале «мужественность – женственность». Общества с жестким традиционным разделением и закреплением социальных ролей и трудовых функций между мужчинами и женщинами Г. Хофштеде назвал маскулинными, а общества со слабым разделением ролей – фемининными. Согласно его исследованию, наиболее маскулинная страна – Япония, за ней следуют германоязычные страны – Германия, Австрия и Швейцария. Среди стран с наиболее выраженными признаками феминности культуры – страны континентальной Северной Европы – Дания, Швеция, Норвегия, Нидерланды и Финляндия. Промежуточное положение занимают Аргентина, Чили, Перу, Парагвай, Бразилия, страны бывшей Югославии, Португалия, Греция, Испания, Италия, Франция, а также Российская Федерация[19]. В обществах этих стран распределение ролей между мужской и женской частью населения все меньше регулируется традициями, характерными для XIX в. и более ранних эпох. Довольно много ролей выполняется как мужчинами, так и женщинами.

Типология культуры С. Иошимури

С. Иошимури провел сравнительный анализ японского и западноевропейского менталитета, который по сути дела, представляет собой попытку социологического описания буддийского и христианского менталитетов. На деле же эта попытка, по мнению ряда исследователей, не является плодом больших эмпирических исследований, научного анализа культуры предприятий, а представляет собой умозрительную идеологическую конструкцию, призванную доказать преимущество буддийской культуры по сравнению с западноевропейской.

С. Иошимури сопоставляет японский и западноевропейский менталитет по таким параметрам:

1) универсум и его восприятие, т. е. мировоззрение;

2) установки по отношению к природе и судьбе;

3) формы поведения на основе этих установок;

4) характер социальных отношений[20].

Сравнительный анализ японского и западноевропейского менталитетов, проведенный С. Иошимури, представлен в таблице 3.

Таблица 2.3

Наши рекомендации