Состав и различия индикаторов по параметру
«дистанция власти»
Страны с меньшей дистанцией власти | Страны с большей дистанцией власти |
Родители придают меньшее значение послушанию детей | Родители придают большее значение послушанию детей |
Студенты высоко ценят независимость | Студенты высоко ценят комфорт |
Авторитарный подход среди студентов — следствие их личных особенностей | Студенты рассматривают авторитарный подход как социальную норму |
Менеджеры склонны при принятии решений советоваться с подчиненными | Менеджеры принимают решения на автократичной и патерналистской основе |
Постоянный надзор и контроль оценивается подчиненными негативно | Постоянный надзор и контроль оценивается подчиненными позитивно |
Сильная производственная этика: не верят, что человек может не любить работать | Слабая производственная этика: скорее верят, чем не верят, что человек может не любить работать |
Менеджерам больше правится начальник, непосредственно участвующий в делах | Менеджерам больше правится директивный и мотивирующий начальник |
Предпочтения подчиненных в отношении стиля принятия решений менеджером явно направлены в сторону консультативного, компромиссного типа | Предпочтения подчиненных в отношении стиля принятия решений менеджером поляризованы между авторитарно-патерналистским стилем и правилом подчинения меньшинства большинству |
Менеджеры предпочитают рассматривать самих себя как практичных и системных людей, признают необходимость поддержки | Менеджеры предпочитают считать себя великодушными людьми, берущими ответственность за принятие решений на себя |
Работники в меньшей степени боятся выражать несогласие с начальством | Работники боятся выражать несогласие с начальством |
Работники проявляют большую готовность к кооперации | Работники проявляют меньшую готовность к кооперации |
Считается, что менеджеры более склонны к рассуждениям | Считается, что менеджеры менее склонны к рассуждениям |
У студентов слова «власть» и «богатство» вызывают чаще позитивную реакцию | У студентов слова «власть» и «богатство» вызывают чаще негативную реакцию |
Смешанные настроения по поводу участия подчиненных в управлении | Идеологическая поддержка участия подчиненных в процессе управления |
Смешанные настроения среди менеджеров по поводу возможности распределения лидерских функций и инициативы | Идеологическая поддержка среди менеджеров возможности широкого распределения лидерских функций и инициативы |
Возможен неформальный совет с работниками без их формального участия в процессе | Формальное участие работников в процессе возможно без неформального совета с ними |
Высокообразованные работники в меньшей степени придерживаются авторитарных ценностей, чем малообразованные | Уровень образования не влияет на приверженность большинства авторитарным ценностям |
Сравнение по шкале «мужественность – женственность». Общества с жестким традиционным разделением и закреплением социальных ролей и трудовых функций между мужчинами и женщинами Г. Хофштеде назвал маскулинными, а общества со слабым разделением ролей – фемининными. Согласно его исследованию, наиболее маскулинная страна – Япония, за ней следуют германоязычные страны – Германия, Австрия и Швейцария. Среди стран с наиболее выраженными признаками феминности культуры – страны континентальной Северной Европы – Дания, Швеция, Норвегия, Нидерланды и Финляндия. Промежуточное положение занимают Аргентина, Чили, Перу, Парагвай, Бразилия, страны бывшей Югославии, Португалия, Греция, Испания, Италия, Франция, а также Российская Федерация[19]. В обществах этих стран распределение ролей между мужской и женской частью населения все меньше регулируется традициями, характерными для XIX в. и более ранних эпох. Довольно много ролей выполняется как мужчинами, так и женщинами.
Типология культуры С. Иошимури
С. Иошимури провел сравнительный анализ японского и западноевропейского менталитета, который по сути дела, представляет собой попытку социологического описания буддийского и христианского менталитетов. На деле же эта попытка, по мнению ряда исследователей, не является плодом больших эмпирических исследований, научного анализа культуры предприятий, а представляет собой умозрительную идеологическую конструкцию, призванную доказать преимущество буддийской культуры по сравнению с западноевропейской.
С. Иошимури сопоставляет японский и западноевропейский менталитет по таким параметрам:
1) универсум и его восприятие, т. е. мировоззрение;
2) установки по отношению к природе и судьбе;
3) формы поведения на основе этих установок;
4) характер социальных отношений[20].
Сравнительный анализ японского и западноевропейского менталитетов, проведенный С. Иошимури, представлен в таблице 3.
Таблица 2.3