Раздел II Управление предприятием
Семинар 2: Роль учета воздействия внутренней и внешней среды на управление предприятием. Организационные структуры предприятий (2часа).
Вопросы к обсуждению:
1. Раскройте суть организационного проектирования и его основные направления.
2. Объясните, что лежит в основе организационных структур и по какому принципу формируется структура учебного заведения.
3. Перечислите достоинства и недостатки функциональных структур.
4. Расскажите, что собой представляет дивизиональная организационная структура, каковы ее разновидности и чем она принципиально отличается от функциональной?
5. Сопоставьте проектную, матричную и программно-целевую структуры.
6. Покажите, чем похожи и в чем различаются фрагментарная и адхократическая структуры.
7. Попробуйте подобрать наиболее подходящие структуры для таких организаций, как банк, крупная фирма по торговле недвижимостью, фирма, занимающаяся распространением косметики, венчурная фирма.
8. Придумайте себе фирму и создайте для нее организационную структуру. Проведите соответствующий конкурс в своей учебной группе.
9. Выберите наиболее подходящий вариант ответа на вопрос о том, что собой представляет управленческая структура:
a) группа руководителей организации;
b) совокупность управленческих подразделений и должностей;
c) оборудованный всем необходимым офис;
d) система связей между руководителем и подчиненными.
10. Объясните, что лежит в основе формирования управленческих структур и какие факторы определяют их особенности.
11. Вспомните, что собой представляет норма управляемости, и покажите, насколько это понятие применимо к учебной группе.
Практическое задание – разбор ситуаций: «Сверхплановая продукция», «Премия», «Предоставление отгула», «Устранение последствий аварий», «Сложное задание»
Семинар 3: Стратегический менеджмент. Его ключевая роль. Коммуникационный менеджмент (2часа)
Вопросы к обсуждению:
1. Объяснить термины: стратегия, приоритеты распределения ресурсов, стратегическая задача, прогнозирование, портфельный анализ, портфельное планирование, стратегическая хозяйственная зона.
2. Перечислите элементы, из которых состоит стратегия, и покажите их взаимосвязь.
3. Назовите факторы, которые влияют на выработку стратегии, и попытайтесь их ранжировать применительно к различным видам коммерческих и некоммерческих организаций.
4. Что собой представляют портфельные матрицы.
5. Покажите что является основой власти администрации.
6. Приведите примеры известных харизматических руководителей и попытайтесь объяснить, в чем причина, сильные и слабые стороны из власти.
7. Перечислите условия, при которых задачи, содержащиеся в распоряжении, будут эффективно решаться.
8. Что означают термины: стиль управления, стиль руководства, авторитарный стиль, демократический, либеральный, бюрократический стили, стиль ориентированный на человека и на задачу.
9. Покажите принципиальное различие между авторитарным, демократическим и либеральным стилями руководства.
10. Обоснуйте, какой из перечисленных стилей руководства в большей мере подходит для следующих организаций:
a) Совет директоров акционерного общества;
b) Конструкторское бюро;
c) Банк;
d) транспортное предприятие;
e) рекламное агентство.
Практическое задание – разбор ситуаций.
РАЗДЕЛ III. РАБОТА МЕНЕДЖЕРА
Семинар 4: Мотивация труда в системе управления (2часа)
Вопросы к обсуждению:
1. Назовите существующие формы и системы оплаты труда.
2. Выберете наиболее подходящий способ стимулирования для следующих категорий работников: землекоп, страховой агент, капитан корабля, генеральный директор фирмы, PR менеджер, сотрудник правоохранительных органов, дворник.
3. Можно ли с помощью доплат и компенсаций стимулировать повышение эффективности и качества труда.
4. Сопоставьте экономические и неэкономические методы стимулирования. Какие из них эффективнее.
5. Попытайтесь сформулировать суть содержательного и процессного подхода к мотивации.
6. Проведите сравнительный анализ концепций, выявите в них общие моменты.
7. Проанализируйте таблицу 1.
Таблица 1.