Вопрос. Социальные последствия процесса глобализации.
Результаты процесса глобализации можно видеть в том, что условные границы становятся все более прозрачными для экономической, культурной и даже политической деятельности. Транслокальные и транснациональные сети – промышленные монополии, Интернет, обмен студентов и профессиональных кадров, сфера услуг, организации «зеленых» и движение в защиту прав человека – способствуют созданию поистине глобальной культурной и экономической системы.
Глобализация влечет за собой формирование новой геополитики и нового видения мира, все более приобретающего образ единого целого.
Мы наблюдаем глобальную систему, имеющую множество ликов, которые иногда накладываются друг на друга, а иногда оказываются трудносовместимыми. Первый из таких обликов – мир, как единая система потребления. Второй – мир, населенный «культурными гибридами», мир, в котором индивид в значительной мере утрачивает возможность культурной, религиозной и национальной идентификации.
Представление, согласно которому единственное отличие периода глобализации конца ХХ века состоит в ее масштабности и объеме, глубоко ошибочно. Главное отличие на самом деле в том, что в конце ХХ века глобализация приняла нетерриториальный характер. Если в XIX веке глобальное развитие капитализма проявлялась, прежде всего в его распространении вширь в территориальном смысле, в развитии колониальной системы империализма, вывоза сырья и капиталов, то в настоящее время глобализация все больше теряет черты социального действия, приобретая информационный и культурный характер.
В последнее время границы между обществами, культурами и индивидами становятся все более неопределенными.
В этом смысле глобализация представляет собой как бы достраивание нового мегапространства над привычным нам социальным пространством каждой отдельной страны.
Отсюда вытекает для каждого включенного в этот процесс государства утрата им способности полного контроля над своим внутренним пространством, нарастание его проницаемости, формирование новых, надгосударственных элит и частичное ограничение власти старых.
Оборотной стороной феномена глобализации является отделение власти от ответственности. Сформировавшаяся глобальная элита, будучи надгосударственной, не несет той ответственности перед населением стран, которую традиционно в той или иной степени берет на себя любое государство. Эта ситуация создает возможность безответственной эксплуатации огромного количества людей вне всяких обязательств перед ними.
Поэтому глобализация – явление глубоко противоречивое. Она не только соединяет, но и разъединяет, не только обогащает, но и существенно ограничивает.
49 вопрос. Общество и личность в перспективе развития глобальных коммуникативных процессов.
Современный мировой политический процесс характеризуется двумя ведущими тенденциями: глобализацией и информатизацией, базовой основой которых выступают информационные технологии. Тенденции глобализации имеют два аспект: экономический и культурный.
Глобальная экономика принесла с собой новую – сетевую – организацию социального пространства и времени. По мнению американского социолога М. Кастельса, пространство сетевого общества не географично, а определяются уровнем интеграции в глобальные или локальные сети и местом в производственной цепочке.
При этом процессу глобализации подтверждены все традиционные институты, разрушение которых происходит на всех уровнях общества, вплоть до его фундамента – семьи.
В глобальном информационном обществе у человека, не интегрированного в пространство глобальных информационных потоков, фактически нет возможности реализовать рациональный жизненный проект.
Анализируя современные тенденции, Кастельс приходит к выводу, что современное общество можно назвать сетевым.
Он рассматривает информационную эру как эру глобализации. А средством и воплощением ее видит сетевые структуры, как наиболее характерные явления современного мира.
Культурная составляющая глобализации – это процесс быстрого и агрессивного вбрасывания западных норм, стандартов и ценностей в сферу духовной жизни, формирования иллюзий, символов и мифов массового общества.
В этом случае само культурное пространство превращается в арену противоборства различных групп интересов за влияние на коллективное и индивидуальное сознание путем рассредоточения каналов и субъектов воздействия.
Глобальный мир все больше становится виртуальным миром, который пытается вытеснить реальный мир. Глобализация усиливает мировое неравенство, а информатизация ведет к технологической зависимости менее развитых в технико-экономическом отношении стран от тех, кто владеет новейшими информационными технологиями.
Любой технологический процесс оказывает и позитивные и негативные воздействия на окружающие социальные и культурные феномены. Недавние исследования показали, что системы электронных коммуникаций могут со временем оказывать негативное воздействие на индивидуальном уровне, например, уменьшая непосредственную коммуникацию и усиливая чувство одиночества и изоляции.
Кроме того, любые инновации в момент своего появления увеличивают «познавательные пропасти» между имущими и неимущими. Иногда такое явление обозначается понятием «культурное отставание»
С другой стороны, следует признать, что электронная коммуникация может способствовать укреплению и даже расширению того, что американский социолог Роберт Д. Патнэм назвал «социальным капиталом»: взаимного доверия между индивидами и группами индивидов. Она сможет увеличить социальный капитал не только на индивидуальном, но и на международном социетальном уровне.
Нельзя не остановиться еще на одном аспекте – участии личности в виртуальной межкультурной коммуникации. Интернет дает пользователю возможность пересекать границы государств и культур. Если раньше для того, чтобы вступить в МК, надо было путешествовать, то теперь это можно сделать, пощелкивая «мышкой» у себя дома.
Таким образом, сегодня сложились все условия для формирования социо-информационных систем «экономического империализма» и создания «виртуальных империй». Виртуальную империю можно представить как принципиально новую форму политической интеграции и мобилизации информационно-коммуникационного пространства.