Вопрос. Характеристики социальной мобильности.
Для количественной оценки процессов мобильности используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности.
Скорость мобильности – вертикальная социальная дистанция или число страт, которые проходит индивид в своем движении вверх или вниз за определенный промежуток времени.
Интенсивность мобильности – число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность.
Для того чтобы рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности используют совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Такой путь позволяет, например, сравнить два или более обществ с целью выяснения, в каком из них, или в какой период социальная мобильность была выше всего. Этот индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной или политической области деятельности.
Социальная мобильность в России.В России первые исследования социальной мобильности, или «социальных перемещений», как тогда называли это явление в отечественной литературе, появились в 70-е гг. XX века. В ходе исследований было отмечено, что трудовая карьера среднего советского человека начинается в 18 лет (50-е гг.) и в 20 лет (70-е гг.). Максимальное количество перемещений приходилось на первые десять лет трудовой деятельности (90%), далее мобильность постепенно снижалась. Также начальный период перемещений характеризовался максимальным числом возвратных перемещений, т.е. это когда люди возвращались обратно на ту позицию, которую они ранее покинули. Далее стало известно, что женщины в среднем активнее мужчин, а молодежь – мобильнее людей старшего возраста. Кроме этого, можно отметить, что мобильность мужчин характеризуется скачкообразностью, перепрыгиванием сразу через несколько статусных ступенек, а женская мобильность отличается постепенными, плавными темпами перехода.
40-50-е годы характеризовались особенно высокой вертикальной мобильностью, что было связано с формированием новой социальной группы – «народной интеллигенции» из представителей рабочего класса и крестьянства.
Резкие изменения начали происходить в 80-90-е гг. Они были связаны с процессами перестройки и глубоких социальных преобразований и выражались в структурных изменениях рынка труда. В Росси возникла неведомая ей ранее безработица, особенно среди женщин. Сложился класс предпринимателей, происходил приток дипломированных специалистов, что позволило сократить долю неквалифицированных рабочих. Крестьянство по-прежнему остается немобильной группой, хотя переход из крестьян в рабочие продолжается.
90-е гг. в России завершается процесс формирования нового высшего класса, который включает в себя чиновников советских времен и представителей крупного бизнеса, в том числе и криминального. В настоящее время высший класс в России стал закрытым, в него можно попасть, только обладая капиталом и социальными возможностями, недоступными для большинства населения страны.
В целом идущий в настоящее время в России процесс модернизации общества не сопровождается повышением социальной мобильности. Наоборот, общество становится все более закрытым.
Следующей характеристикой современного состояния российского общества является его маргинальность. В истории России различают две волны маргинализации общества. Первой считается период после Октябрьской революции, когда были репрессированы и отправлены в ссылки многочисленные представители прежней, дворянской элиты, в то время как начинался процесс продвижения наверх выходцев из бедных слоев, которые поднявшись к социальным вершинам, сохранили манеры, ценности, менталитет и психологию, присущие социальным низам. Эта первая волна улеглась в 70-е годы.
Вторая волна началась в период реформ в 90-е гг. Она характеризуется массовым обеднением и нисходящим движением прежде благополучных слоев общества – интеллигенции, так называемых «новых бедных», которые, несмотря на все это, сохраняют свой прежний образ жизни и высокий культурный уровень, не желают перенимать ценности низших слоев или криминализироваться.
Аналогичный маргинальному является положение другой половины российского общества – «новых русских», пополнивших ряды экономической элиты. Эти люди обладают высокими экономическими статусами, широкими социальными возможностями, однако по уровню образования, культуры остаются представителями полукриминальных «низов» общества.