Особенности взаимодействия в малых группах. Групповая динамика.
Чаще всего малые группы в своей постоянной деятельности не ориентируются на конечную групповую цель, в то время как деятельность больших групп рационализирована в такой степени, что потеря цели чаще всего приводит к их распаду. Кроме того, в малой группе особое значение приобретает такое средство контроля и осуществления совместной деятельности, как групповое мнение.Личностные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мнения и контроле за конформизмом членов группы по отношению к этому мнению. Большие группы в силу отсутствия личностных контактов между всеми их членами, за редким исключением, не имеют возможности выработать единое групповое мнение.
Групповая динамика - взаимодействие членов социальных групп между собой. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены.
Понятие и типология социальных организаций.
А.И. Пригожин дает три самых распространенных значения термина "организация"
Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, а также координации усилий отдельных членов социальной группы.
Во-вторых, организация часто понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру.
В-третьих, под организацией понимается искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию.
Все три значения понятия "организация" тесно связаны между собой.
Определение организации.
1) В соответствии с теорией К. Барнарда организация - это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью.
2) Это направление лучше всего характеризует точка зрения Д. Марча и Г. Саймона, согласно которой организация - это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координирующую систему.
3) 3) П. Блау и У. Скотт представляют третье направление в определении организации. В этом определении указывается основная, по их мнению, характеристика сложившейся организации - то, что она для достижения специфических целей должна быть формализована, обладать формальной структурой.
4) 4) По мнению А. Этциони, организации - это социальные объединения (или человеческие группы), сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей. Основной упор здесь делается на сознательное членство в организации и сознательное действие ее членов.
Специфические черты.
1. Организации - это прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей.
2. Организации - это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения се членов.
На основании перечисленных основных специфических черт можно дать определение организации как социальной группы, ориентированной на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высокоформализованных структур.
Понятие социальный институт и процесса институционализации.
Понятие "социальный институт" ввел Герберт Спенсер, который, однако, использовал термин "социальное учреждение". Сравнивая общество с биологическим организмом, Спенсер выделил в социальной системе отдельные функциональные элементы, которые он сравнивал с органами биоорганизма.
Социальные учреждения, по Спенсеру, рассматриваются как устойчивый организованный тип деятельности и поведения людей, сохраняющий свою стабильность в течение длительного периода времени, и являющийся условием устойчивого функционирования общества.
Спенсер выделил основные социальные институты — государство, религию, науку, образование, промышленность, торговлю, искусство и т.п.
Большинство социологических школ подходят к изучению социальных институтов, отталкиваясь от спенсоровского понимания институционализации общественной жизни. Так, Г.В. Осипов говорит: "Социальный институт — это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно-ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределяется решаемой социальной задачей". По А.А. Радугину, "Социальный институт — это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения".
Есть и другой подход к социальным институтам. Сам термин "социальный институт" ввел Торстейн Веблен, у которого был свой, отличный от спенсоровского взгляд на сущность социального института. По Веблену, "Социальный институт — это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним".В первом — спенсоровском подходе — делается акцент на функциональность социального института, во втором — веблоновском — на нормативность.
Таким образом, сущность социального института заключается не в системе социальных норм, определяющих деятельность людей в отдельных сферах общественной жизни, а в самой деятельности, направленной на удовлетворение жизненных потребностей общества.
Функции социальных институтов неразрывно связаны с базовыми потребностями социальной системы, удовлетворение которых обеспечивает ее устойчивость и функционирование.
Сам процесс организации, упорядочивания и формализации деятельности людей называется институционализацией. В процессе институционализации можно выделить следующие этапы:
1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.
2. Формирование общих целей.
3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.
4. появление процедур, связанных с нормами и правилами.
5. Институционализация норм и правил общественных процедур, их принятие и практическое применение.
6. Установление санкций для поддержания норм и правил, их дифференцирование.
7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Финал процесса институционализации - создание в соответствии с нормами, четкой ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса.
Институт образования в современном обществе.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Признаками института образования являются:
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.
В целом основные функции института образования в современном обществе можно условно поделить на: Социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развить, транслировать духовное наследие.
Социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией.
Социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы;
Эти функции являются основными в современном обществе.
Семья как социальный институт и малая группа.
Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой. Социальным институтом называется относительно устойчивый тип или форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи:
1) вступление в первый брак - образование семьи;
2) начало деторождения - рождение первого ребенка;
3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка;
4) "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.
Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении с друг другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.
Семья осуществляет несколько функций:
1) социально-биологическая - удовлетворение сексуальной потребности и потребности в детях
2) воспитательная - социализация молодого поколения
3) экономическая проявляется в организации хозяйственно-бытовой жизни всех членов семьи, включая обеспечение жильем и необходимой инфраструктурой
4) политическая связана с властью в семье и в управлении ее жизнедеятельностью
5) социально-культурная – регулирование всей духовной жизни семьи
Ученые-социологи различают специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т. п.
Не уверен что это нужно, но на всякий случай)))
Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:
1) традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина);
2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному; работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер));
3) эгалитарная семья (семья равных) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.)).
Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:
1) патриархальная семья (основная функция – хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);
2) детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);
3) супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.
(Нет 35)