Б) де Соссюр; г) Розин

К ЗАЧЕТУ

ПО КУРСУ
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

(2 контрольная точка)

Для специальностей

080500, 080502, 080507,080501, 210300, 210302,210303,210308, 260800, 150406, 260704, 080105, 080108, 080109, 080110, 080111, 230201, 010502, 230105, 200503, 260905, 190601, 190603, 190702,190604, 150408, 140613, 100101, 260901, 260906, 260906, 071503, 071503, 040101, 070701

Тест 1.

1. Что представляет собой культурология:

а) отдельную автономную отрасль научного знания о культуре;

б) отдельную область научного знания, включенного в философию;

в) совокупность разрозненных знаний о культурных явлениях и объектах;

г) социологическую дисциплину о динамике развития мировой культуры.

2. Суммативный подход к понятию культуры определяет ее как:

а) совокупность материальных и духовных ценностей;

б) все, что создано человечеством;

в) все, что способствует нравственному развитию человека;

г) имманентный механизм человеческой деятельности.

3. Культура позволяет восполнить утраченное, возместить недоступное – это:

а) познавательная функция культуры; в) компенсаторная функция;

б) информативная функция; г) регулятивная функция.

4. Как называется состояние общества, для которого характерно отсутствие изменений в течение длительного времени в силу ориентации на повторяемость норм и приверженность традициям:

а) культурный застой; в) культурное постоянство;

б) культурный догматизм; г) культурный фундаментализм.

5. Как реализует себя личность в своей взаимосвязи с культурой – она выступает как:

а) носитель культурных ценностей ; в) творец культурного процесса;

б) субъект культурного творчества; г) субъект культурного воздействия.

6. Культура и природа – это:

а) антиподы; в) в культуре нет ничего природного;

б) культура – это часть природы; г) культура – это очеловеченная природа.

7. Кто из современных мыслителей выдвинул концепцию «осевого времени», обозначающего период, когда «возникли предпосылки, позволяющие человеку стать таким, как он есть»:

а) С. де Бовуар; в) М. Хайдеггер;

б) К. Ясперс;г) Ж.-П. Сартр.

8. Типология культуры решает следующую задачу:

а) упорядоченное описание и объяснение разнородного по составу множества объектов культуры;

б) гуманизация и внесение в человеческую деятельность осознания творческого аспекта;

в) социальная организация и упорядоченность окружающего мира;

г) характеристика конкретного общества как социокультурного образования.

9. С позиций европоцентризма проблема «восток-запад» рассматривалась как:

а) отставание востока от запада; в)отставание запада от востока;

б) равенство культур; г) вообще не рассматривалась.

10. Как называются в аналитической психологии К. Юнга врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества:

а) архаизмы; в) ареалы;

б) архетипы; г) артефакты.

11. Кто из исследователей культуры полагал, что «культура слагается в своем целом из знания, верований, нравственности. Законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»:

а) Л. Морган; в) О. Шпенглер;

б) Э. Тайлор; г) Б. Малиновский.

12. Кто явился основателем функционального метода в этнографии:

а) Ф. Боас; в) Ф. Гребнер;

б) Б. Малиновский; г) Н. Данилевский.

13. Как называется основной труд Й. Хейзинги, в котором он изложил собственную теорию культуры:

а) «Древнее общество»; в) «Золотая ветвь»;

б) «Человек играющий»; г) «Закат Европы».

14. Ученый, который считал, что язык – это код, а речь индивидуальное бытие языка – это:

а) Лотман; в) де Соссюр;

б) Шпет; г) Гадамер.

15. Материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель или заместитель другого предмета – это:

а) артефакт; в) знак;

б) феномен; г) явление.

16. Что такое социальная динамика? Найдите правильное суждение:

а) изменение культуры в пределах одной общественно-экономической формации;

б) развитие культуры в рамках одной территории;

в) революционные изменения в культуре при переходе от одной общественно-экономической формации к другой;

г) процесс изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве.

17. Фактор, определивший возникновение и развитие человека с точки зрения Энгельса - это:

а) прямохождение; в) высвобождение руки;

б) орудийная деятельность; г) речь.

18. Как можно охарактеризовать культурную парадигму ХХ века:

а) индивидуализм; в) рационализм;

б) гуманизм; г) все перечисленное.

19. Как называется культура, ориентированную на особую группу людей, обладающей высокой восприимчивостью к новому, оригинально-неожиданному в искусстве, науке, философии:

а) массовая культура; в) контркультура;

б) элитарная культура; г) фольклор.

20. К особенностям русской духовности следует отнести:

а) русская культура способствует формированию автономии личности в обществе;

б) русская культура экстравертивна;

в) русская культура склонна к компромиссу;

г) русская культура не создает условий для формирования личностной автономии.

Тест 2

1. Что изучает культурология:

а) взаимоотношение культур и цивилизаций;

б) универсальные свойства, характерные для каждой культуры;

в) взаимодействие между культурами внутри одной цивилизации;

г) общее и особенное в культуре и цивилизации.

2. Как называется культура, противопоставляющая себя традиционной культуре и заявляющая о себе как о более передовой и прогрессивной:

а) адаптивная;в)альтернативная;

б) художественная; г) маргинальная.

3. Культура передает знания и опыт предшествующих поколений – это:

а) познавательная функция культуры; в) информативная функция культуры;

б) компенсаторная функция культуры; г) символическая функция культуры.

4. Как называется состояние общества, когда перемена в материальной культуре, материальной жизни общества опережает трансформацию нематериальной культуры:

а) культурный догматизм; в) культурная отсталость;

б) культурное запаздывание; г) культурная закостенелость.

5. Назовите широчайшие возможности применения объединяющего понятия «культура» к самым различным человеческим общностям:

а) расово-этническая культурная общность;

б) национально-культурная общность;

в) регионально-историческая культурная общность;

г) мировая культура.

6. Кто из немецких мыслителей XVIII в. считал, что культура – это мир человеческих изобретений, рождающихся в результате борьбы человека с противостоящей ему природой:

а) И. Гердер; в) Г. Гегель;

б) И. Кант; г) Ф. Шеллинг.

7. Назовите ученого, который выдвинул идею двух культурных типов: материнского и патриархального, автор труда «Материнское право»:

а) Д.Фрезер; в) Э. Тайлор;

б) И. Бахофен; г) Л. Морган.

8. Типология культуры – это:

а) результат человеческой деятельности по преобразованию природы и человека;

б) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировки с помощью обобщенной идеализированной модели;

в) синоним социального образования, имеющего общий временной и пространственный ареал;

г) идеал прогрессивного развития общества в целом.

9. В настоящее время проблема «восток-запад» рассматривается как:

а) отставание востока от запада; в) отставание запада от востока;

б) равенство культур; г) культуры идут разными путями развития.

10. Как объяснить термин «архетип», введенный в научный оборот К. Юнгом:

а) средство межкультурной коммуникации;

б) образец для подражания;

в) древнейший образец культуры;

г) прообразы, составляющие коллективное бессознательное.

11. Философ, полагавший, что человек – рефлектирующее существо, которое в силу самого сосредоточения на самом себе становится способным развивать в новой сфере, сфере культуры – это:

а) Тейяр де Шарден; в) Поршнев;

б) де Соссюр; г) Розин.

12. Кто из культурологов выделил культуру как предмет специального исследования и рассматривал ее как сложную систему, состоящую из трех подсистем - технологической, социальной и идеологической:

а) Б. Малиновский; в) О. Шпенглер;

б) Л. Уайт; г) Ф. Боас.

13. Назовите суждение, которое по своей сути совпадает с концепцией Й. Хейзинги:

а) все виды культурной деятельности есть результат труда;

б) все виды культурной деятельности есть результат самосознания человека;

в) все виды культурной деятельности суть порождения игры;

г) все виды культурной деятельности привнесены из космоса.

14. Ученый, который считал, что народ является творцом языка. По его мнению, язык, раз возникнув, обусловливает развитие культуры данного народа:

а) Лотман; в) Шпет;

б) Потебня; г) Библер.

15. Кем термин icon был предложен и разработан (другими элементами данной трихотомии являются знак-индекс и знак-символ):

а) Моррис; в) Клакхон;

б) Лотман; г) Пирс.

16. Состояние неподготовленного человека, попавшего в чужую культуру:

а) удивление; в) возмущение;

б) шок; г) понимание.

17. Что лежит в основе марксистской концепции генезиса человека и культуры:

а) труд; в) пассионарность;

б) рефлексия; г) игра.

18. В информационном обществе возникает:

а) класс интеллигенции; в) класс землевладельцев;

б) класс интеллектуалов; г) гуманитарная элита.

19. Что является основной задачей массовой культуры:

а) информирование масс; в) создать культуру, всем доступную;

б) получение прибыли; г) отвлечение населения от элитарной культуры.

20. Что с точки зрения славянофилов делает русскую культуру целостной и органичной:

а) срединное положение между Востоком и Западом;

б) православие;

в) рационализм;

г) изолированность от Запада.

Тест 3

1. Кто из европейских мыслителей написал работу «Закат Европы», ставшую одним из фундаментальных теоретических обоснований современной культурологии:

а) Ф. Ницше; в) Г. Спенсер;

б) О. Шпенглер; г) Дж. Фрезер.

2. Кому из мыслителей принадлежит следующее изречение: «Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом»?

а) Н. Бердяеву; в) К. Ясперсу;

б) Ф. Ницше; г) А. Тойнби.

3. Информационная функция культуры обеспечивает:

а) воспроизведение действительности в мышлении человека;

б) процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса;

в) практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе;

г) способность концентрировать социальный опыт множества поколений людей.

4. Как называется нарушение нормативного взаимодействия культуры как социального института с социальной средой, в качестве которой выступает общество:

а) дифференциация культуры; в) дихотомия культуры;

б) дискриминация культуры; г) дисфункция культуры.

5. Какие культурные общности изначально имеют биологическую природу и являются самыми древними, восходя к доисторическим временам:

а) национально-культурные; в) регионально-исторические;

б) расово-этнические; г) мировая культура.

6. Понимание культуры как «второй природы» восходит к временам:

а) античной Греции; в) Нового времени;

б) средневековья; г) современности.

7. Немецкий философ Ф. Ницше пришел к выводу, что культура возможна только в сочетании и равновесии двух начал. Назовите их:

а) творческое и догматическое; в) дионисийское и аполлоновское;

б) светское и религиозное; г) мужское и женское.

8. Модель идеального типа культуры разработал:

а) К. Маркс; в) Н. Данилевский;

б) М. Вебер; г) О. Шпенглер.

9. Государство восточных цивилизаций:

а) подчиняет себе индивида;

б) находит гармонию между человеком и государством;

в) интересы гражданина доминируют над интересами государства;

г) государство стоит на страже интересов каждого гражданина.

10. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми; человек, подавляющий свои бессознательные желания, выступает врагом культуры:

а) Г.Спенсер; в) З. Фрейд;

б) О. Шпенглер; г) Й. Хейзинга.

11. Какой направление в культурологии полагало, что культура есть приспособительный механизм человека к природе:

а) эволюционизм; в) структурализм;

б) функционализм; г) психологическое.

12. Кто из культурологов заявил: «Я впервые употребил слово «культурология» в печати 1939 г. С тех пор и до сегодняшнего дня я пользуюсь этим термином в своих учебных курсах»:

а) П. Сорокин; в) М. Мид;

б) Ю. Лотман; г) Л. Уайт.

13. Кто из культурологов высказал следующую мысль: «Культура возникает и развивается в игре… игра старше культуры, ибо понятие культуры… предполагает сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть»:

а) Л. Мэмфорд; в) Й. Хейзинга;

Наши рекомендации