Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
447. Известному высказыванию американского ученого Л. Уайта «культура – константа; поведение – переменная; если изменится культура, изменится и поведение»
Соответствует следующее смысловое содержание:
1. мы судим о человеке по его поведению, поэтому культура, проявляясь в поведении, делает человека таким, каким его воспринимают окружающие;*****
2. человек является самоценностью, поэтому только он сам может устанавливать критерии культурности или бескультурия;
3. человек проявляет себя в поведении, поэтому, чтобы изменить культуру, надо изменить поведение;
4. культура не существует вне своего субъекта – человека; поэтому, чтобы изменить культуру, надо изменить человека.
448. Такие процессы, как:
а) социальные изменения;
б) изменения поведения;
в) изменения человека;
г) изменения культуры.
протекают в следующей последовательности, отражающей их причинноследственную связь:
Ответы:
1. г, б, а, в;*********
2. г, б, в, а;
3. а, г, б, в;
4. а, в, г, б.
449. Если мы хотим повлиять на человека, нам в первую очередь надо повлиять на (один ответ):
1. условия его жизнедеятельности;
2. ближайшее окружение;
3. его социально-культурные представления;*******
4. род его занятий.
450. Таким социальным функциям культуры, как:
1. образовательная;
2. познавательная;
3. регулятивная;
4. объяснительная.
Соответствуют следующие их проявления:
а) в процессе усвоения культуры у человека вырабатывается
определенная система мировосприятия;
б) в процессе усвоения культуры у человека вырабатываются
стереотипы отношения к окружающему миру, другим лю-
дям, самому себе;
в) в процессе усвоения культуры у человека вырабатываются
умения и навыки освоения окружающего мира;
г) в процессе усвоения культуры у человека вырабатываются
стереотипы мировосприятия.
Ответы:
1. 1–а, 2–в, 3–б, 4–г;********
2. 1–б, 2–а, 3–г, 4–в;
3. 1–в, 2–г, 3–а, 4–б;
4. 1–г, 2–б, 3–в, 4–а.
451. Воспитание личности состоит в том, что (один ответ):
1. индивид усваивает и присваивает как можно больше объектов материальной и духовной культуры;
2. индивид производит как можно больше образцов материальной и (или) духовной культуры;
3. культура придает человеку социальный облик;********
4. культура облагораживает человека.
452. Понятиям:
1. доминантная культура;
2. нелигитимная культура;
3. контркультура;
4. субкультура.
соответствуют следующие признаки:
а) культурные образцы, представления, нормы, разделяемые большинством членов данного общества;
б) культурные представления, образцы, нормы, отражающие особенности жизнедеятельности различных сообществ;
в) культурные образцы, представления, нормы, противоречащие содержанию господствующей культуры;
г) культурные представления, образцы, нормы, не разделяемые большинством членов общества.
Ответы:
1. 1–г, 2–а, 3–в, 4–б;
2. 1–а, 2–в, 3–г, 4–б;
3. 1–а, 2–г, 3–в, 4–б;***********
4. 1–в, 2–б, 3–а, 4–г.
453. Культуры и субкультуры соотносятся следующим образом (один ответ):
1. субкультуры всегда противоречат доминантной культуре;
2. субкультуры всегда противоречат контркультуре;
3. субкультуры всегда легитимны;
4. субкультуры существуют внутри культур.*********
454. Этапы процесса социально-культурных изменений:
а) возникновение контркультуры;
б) изменение объективных условий жизнедеятельности людей;
в) вытеснение господствующей культуры контркультурой;
г) превращение доминантной культуры в контркультуру.
располагаются в следующей последовательности:
Ответы:
1. а, г, в, б.
2. в, а, г, б.
3. б, а, в, г.*********
4. г, б, а, в.
455. Этапы становления субкультур:
а) возникновение стремления сообщества к самоутверждению;
б) отсутствие возможности или желания утвердить свой уклад жизни, духовной активности в качестве доминантной культуры;
в) формирование оригинальных культурных единиц (жаргон, мода, манеры и пр.);
г) интеграция сообщества в общество с сохранением своей групповой идентичности.
располагаются в следующем порядке:
Ответы:
1.б, г, в, а;
2. в, а, б, г;
3. а, б, в, г;**********
4. г, в, а, б.
456. Элементы морфологической модели культуры:
а) культурные институты, связывающие воедино культурные образования;
б) наиболее общие культурные образцы, связанные с повседневным жизненным
миром;
в) вертикальные сегменты культуры;
г) специализированные культуры.
располагаются в следующей последовательности:
Ответы:
1. а, в, г, б;
2. б, г, а, в;
3. б, г, в, а;**********
4. в, а, б, г.
457. Культурное развитие – это (один ответ):
1. развитие специализированных культур на основе обыденной культуры;
2. возникновение контркультур;
3. легитимизация культур;
4. увеличение объема культурных образцов.*********
458. Культурный конфликт – это (один ответ):
1. противоречие между культурными образцами;
2. ситуация, в которой интересы одного социального субъекта не могут быть
удовлетворены без ущерба для интересов другого социального субъекта;********
3. конфликт, происходящий в культурной форме;
4. душевный разлад из-за несовпадения своих желаний и возможностей.
459. Этапы процесса изменения культуры:
а) изменение представлений об окружающем мире, о своем месте в этом мире, об
окружающих людях;
б) изменение мира в результате социальных взаимодействий;
в) изменение отношения к окружающему миру, к своему месту в нем, к социальному окружению;
г) изменение поведения людей.
располагаются в следующей последовательности:
Ответы:
1. б, г, а, в;
2. а, в, г, б;***********
3. а, г, в, б;
4. в, а, г, б.
ДЕ 9. Личность и общество