Типология культуры. массовая и элитарная культура. доминирующая культура, субкультура и контркультура.
Культуру можно классифицировать по многим критериям и разным основаниям. Наиболее распространены следующие классификации:
связь с религией (культуры религиозные и светские);
региональная и цивилизационная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);
регионально-этническая особенность (белорусская, французская);
принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);
хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);
сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);
связь с территорией (сельская и городская культура);
этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);
тип аудитории (высокая (элитарная), народная (традиционная), массовая культура) и др.
В современной социологической науке значительное внимание уделяется изучению и соотношению форм культуры, таких как традиционная (народная), массовая и элитарная (высокая).
Под традиционной культурой или культурой традиционного общества понимается культура обществ, не занятых индустриальным производством. В экономической сфере для такого общества характерно господство натурального хозяйства (производство продукции для собственного потребления, а не на продажу). Товарные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Социальные отношения организованы на принципе жёсткой иерархической стратификации (сословия, касты), и легитимизируются традицией и религией, что практически исключает возможность для социальной мобильности. Статус человека наследуется и определяется его рождением в той или иной социальной группе, а не личными качествами. Предписанные статусы преобладают над достигаемыми. Как следствие этого господствуют коллективистские социальные представления, ориентированные на строгое соблюдение традиционных норм поведения и исключающих индивидуальную свободу личности и понимание её ценности. Основной формой социальных отношений для большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община. Темп социальных изменений низок, общество ориентированно на прошлое, на сохранение традиций, а не на будущее и модернизацию. Господствует религиозно-мифологическое мировоззрение и, вследствие коллективисткой установки, однородные ценности и нормы. Власть в восприятии человека традиционного общества сакрализуется.
Современное общество принципиально отличается от традиционного, ему присущи такие характеристики: промышленное производство и сложные технологии, основанные на использование энергии пара и (позже) электрической и ядерной энергии; городское население превышает сельское; производство ориентировано на массовый рынок; классовая система неравенства; высокая социальная мобильность; достигаемые статусы преобладают над предписанными; господство научного, светского мировоззрения, массовое образование; высокий темп социальных изменений, ориентация преимущественно на будущее; индивидуализм; нуклеарная (супружеская) семья; неопределенные, противоречивые ценности и нормы; распространение формальных организаций, бюрократий; демократическое политическое устройство.
При этом характеризуя современную культуры выделяют две её формы: массовая и элитарная (высокая).
Под массовой культурой понимается - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, - рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус; стандартизованных по форме и содержанию; предполагающих коммерческий успех; и распространяемых средствами массовой информации.
Массовая культура — специфическая разновидность духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающая возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Массовая культура появляется вместе с эпохой становления крупного промышленного производства, которое требовало создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно трансформация традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. Ряд учёных, отмечает как одну из причин возникновения массовой культуры стремление к созданию средства манипулирования массовым сознанием господствующих политических и экономических структур.
Массовая культура использует, как правило, базисные архетипические представления и чувства (желание любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо и т. д.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию потребителя, во многом подобную детскому непосредственному восприятию реальности. Массовая культура создает современную мифологию, конструируя современный мир, который нередко воспринимается её потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование.
Отличительной стороной массовой культуры является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной, национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приёмов и, в случае успеха, приносит значительный доход, который и является основной конечной целью производства продуктов массовой культуры. Примерами массовой культуры является современная поп-музыка, голливудское кино, латиноамериканские сериалы, массовая литература, такая как популярные криминальные детективы и т. д. Творческий элемент в массовой культуре незначителен, её создатели занимаются в основном упрощением и адаптацией для массового сознания версий достижений «высокой культуры» и тиражированием полученного результата с целью максимизации прибыли.
Для обозначения наиболее безвкусных элементов массовой культуры используется термин китч (кич), используемый в качестве синонима псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов.
Массовой культуре противостоит культура элитарная или высокая - специфическая сфера культуротворчества, связанная с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. Понятие элитарной культуры возникает именно для обозначения культурных пластов, диаметрально противоположных по своему содержанию массовой культуре. Элитарная культура представляет собой сферу промышленного производства культурных образцов, существующую в постоянном взаимодействии с различными формами массовой, локальной и маргинальной культуры. В то же время для элитарной культуры характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда (формирующими узкое профессиональное сообщество), так и необходимостью овладения техниками потребления сложноорганизованных элитарных культурных продуктов, т.е. определенным уровнем образованности.
Образцы элитарной культуры предполагают в процессе своего усвоения необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по "расшифровке" авторского послания, чего не требует массовая культура. Фактически элитарная культура ставит адресата элитарного текста в положение соавтора, воссоздающего в своем сознании набор его значений. В отличие от продуктов массовой культуры элитарная культурная продукция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания. Элитарная культура задает ведущие ориентиры современного типа культуры. Любая культурная инновация становится культурным событием лишь в результате своего концептуального оформления на уровне элитарной культуры, включающей ее в актуальный культурный контекст и адаптирующей для массового сознания. Таким образом, "элитарный" статус конкретных форм культуротворчества определяется способностью существенно воздействовать на жизнь общества, моделируя возможные пути его динамики и создавая адекватные общественным потребностям сценарии социального действия, мировоззренческие ориентиры, художественные стили и формы духовного опыта. Примерами элитарной культуры могут служить независимый (авторский) кинематограф (Ларс фон Триер, Джим Джармуш, А. Тарковский), интеллектуальная литература (Г. Гарсиа Маркес, М. Уэльбек), философия и т. д.
В зависимости от степени и характера распространения в обществе той или иной культуры и основанных на ней моделей восприятия действительности и осуществления деятельности выделяются доминирующая культура, субкультура и контркультура.
Доминирующей (господствующей) культурой называется совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.
Доминирующая культура — это культура, распространяющаяся на всех членов данного общества. Доминирующая культура обладает одним важным свойством: она имеет тенденцию привести поведение членов данного общества к некоторому среднему состоянию. Эта культура стремится к усредненности, некоторому общему уровню, вырабатывает общие правила поведения и общие системы ценностей.
Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.
Этническая культура — совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.
Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной.
И та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной, территории, должна называться доминирующей.
Субкультура — система ценностей и норм, отличающих группу от большинства общества. Субкультура — понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры.
Современное общество, основанное на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и субкультур, находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодёжные субкультуры, профессиональные субкультуры и др.).
Под субкультурой мы также можем понимать особую форму организации людей (чаще всего молодёжи) — автономное целостное образование образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами.
Субкультуры формируются под влиянием таких факторов, как социальный класс/слой, этническое происхождение, религия и место жительства.
Субкультура характеризуется обязательными попытками формирования собственных мировоззрений, оппозиционных (но не обязательно враждебных) мировоззрениям других социальных групп или поколений, и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и причёски, формами проведения досуга и т. д.
Примерами субкультуры могут служить различные молодежные субкультуры, такие как готы, панки, профессиональные субкультуры, такие как субкультуры учёных или предпринимателей, этнические субкультуры, такие как субкультура белорусских татар и т.п.
Субкультура, основанная на нормах и ценностях, противоречащих основным аспектам господствующей культуры, называется контркультурой.
Под контркультурами обычно понимаются разнообразные культурные инициативы, объединяющим моментом в которых выступает негативное отношение к господствующей системе ценностей, т. е. по сути отрицание господствующей культуры.
Классическим примером контркультуры является уголовная среда, в замкнутой и обособленной среде которой постоянно формируются и видоизменяются идеологические доктрины, буквально «переворачивающие с ног на голову» общепринятые ценности — честность, трудолюбие, семейную жизнь и т. д. Другими примерами контркультур могут являтся деструктивные секты (сатанисты, тоталитарные мистические культы и т. п.), субкультура скинхедов и др.
При этом следует помнить, что термин контркультура хотя в большинстве случаев его применения и имеет негативную окраску, это не обязательно всегда так. Любая религия (в том числе христианство) в начале своего существования противостояла доминирующей культуре и, таким образом, являлась контркультурой. Многие ценностные установки движения хиппи, кардинально шедшие вразрез с доминирующей культурой, особенно связанные с регуляцией семейно-брачных отношений, впоследствии были приняты западным и, в том числе, белорусским обществом.