Самостоятельная работа студента. Практические задания
Практические задания
1) Покажите, как следует сидеть за столом. Продемонстрируйте умение пользоваться столовыми приборами.
2) Оформите сервировку индивидуальной части стола по меню обеда:
а) холодная закуска, суп, мясное блюдо, десерт;
б) закуски, рыбное блюдо, мясное блюдо, десерт.
Выполните тесты
1 Перед Вами тарелки, на верхней свернутая салфетка. Ваши действия:
а) развернёте полностью и положите себе на колени
б) развернёте пополам и положите себе на колени
в) развернете и положите на грудь, заткнув за воротник
2 Начиная застолье, мы пользуемся теми столовыми приборами, которые:
а) лежат наиболее близко к тарелке
б) наиболее удалены от тарелки
в) не имеет значения
3 Если мы хотим отведать блюдо, расположенное далеко от нас, то лучше:
а) встать со стула и подойти поближе
б) потянуться за этим блюдом через стол
в) попросить передать нам блюдо
4 Кусок хлеба мы кладём на пирожковую тарелку и съедаем его так:
а) пользуясь ножом и вилкой
б) откусываем по кусочку
в) отламываем по кусочку
5 Заканчивая есть то или иное блюдо, мы:
а) кладем столовые приборы на тарелку параллельно друг другу
б) кладем столовые приборы параллельно рядом с тарелкой
в) кладем столовые приборы на тарелку под углом друг к другу
6 Курицу полагается есть:
а) ножом и вилкой
б) руками
в) оборачивая кусочки курицы салфеткой
7 Вам не понравилась предлагаемая хозяйкой еда. Нужно ли:
а) всё равно съесть
б) оставить блюдо несъеденным
в) просто не съесть, стараясь не привлекать к себе внимания хозяйки
8 Манера чокаться бокалами появилась:
а) благодаря красивому звону бокалов
б) как проверка того, не отравили ли гости друг друга
в) как показатель крепости бокалов
9 При сервировке стола ножи кладутся:
а) слева от тарелки, лезвием к ней
б) слева от тарелки, лезвием от нее
в) справа от тарелки, лезвием к ней
г) справа от тарелки, лезвием от нее
10 Вилки кладутся:
а) слева от тарелки, зубцами вверх
б) слева от тарелки, зубцами вниз
в) справа от тарелки, зубцами вверх
г) справа от тарелки, зубцами вниз
11 Ложки кладутся:
а) выпуклостью вниз
б) выпуклостью вверх
г) не имеет значения
12 В смешанной компании освежающие и крепкие напитки могут наливать:
а) и мужчины, и женщины
б) только мужчины
в) не имеет значения
13 После еды полотняную салфетку кладут:
а) на стол слева от тарелки
б) на стол справа от тарелки
в) на тарелку из-под еды
Второе занятие
1) Застольная беседа
2) Напитки в застолье. Культура пития
3) Чайное, кофейное и фруктовое застолье
Содержание первого вопроса
1) Назовите темы, которые не следует обсуждать во время застолья. Почему?
2) Может ли беседа быть частной, если компания составляет 6-8 человек?
3) Допустимо ли во время застолья рассказывать анекдоты? Если да, то какими они должны быть?
Содержание второго вопроса
1) Как известно, вкус напитка зависит от поглощаемой пищи и в то же время влияет на её восприятие. Какие напитки к разным блюдам следует подавать по нормам этикета?
2) Как рекомендуется наполнять бокалы?
3) Следует ли выпивать бокал до дна?
4) От чего зависят размер и форма бокала?
5) Кто первым произносит тост?
6) Как правильно чокаться бокалами?
7) Возможно ли в одном застолье сочетание разных крепких напитков?
Содержание третьего вопроса
1) Каковы особенности сервировки чайного стола?
2) Как правильно пить чай и кофе? Чай с лимоном?
3) Можно ли в чайном и кофейном застолье использовать спиртные напитки?
4) Как подают и как едят десертные блюда?
5) Как по нормам этикета полагается есть фрукты и ягоды?
Рекомендуемая литература
1 Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб заведений. – М.: Академия, 2006.- С. 164-180.
2 Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.- С.136-147.
3 Максимова Л.М. Этикет праздничного застолья. Чай и кофе. - Уфа: БГАУ, 2003.- 96 с.
4 Рахматуллина З.Я. Этикет как ценность культуры. – Уфа: Гилем, 2006. – С.133-165.
5 Энциклопедия этикета. М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2001.- С. 299-336.
6 Этикет в вопросах и ответах/ Авторы-составители Ю.Н.Амелин, М.Ю.Амелин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- С. 165-196.
Самостоятельная работа студента
Практические задания
1) Подготовьте игровые этюды, показывающие как не следует и следует вести беседу за праздничным столом
2) Покажите сервировку чайного стола.
Выполните тесты
1 В смешанной компании освежающие и крепкие напитки могут наливать:
а) и мужчины, и женщины
б) только мужчины
в) не имеет значения
2 Манера чокаться бокалами появилась:
а) благодаря красивому звону бокалов
б) как проверка того, не отравили ли гости друг друга
в) как показатель крепости бокалов
Культура семейных отношений (2 часа)
(Тема 7)
1) Добрачный этикет
2) Супружеский этикет
3) Культура взаимоотношений детей и родителей
4) Этикет взаимоотношений свекрови и невестки, тёщи и зятя
Содержание первого вопроса
1) Дайте психологическую характеристику мужчины и женщины, исходя из их разных социальных ролей в обществе.
2) Попробуйте объяснить тип мышления, присущий мужчинам и женщинам. Способны ли мужчины и женщины понять друг друга?
3) Галантный мужчина… Объясните, что под этим подразумевается.
4) Какие жесты невербального этикета расцениваются как сигналы ухаживания?
5) «Ухаживание – это игра по правилам, которые с одной стороны достаточно жестки, а с другой – довольно неопределенны…» И.С.Кон. 6) 6) Расскажите о том, что принято, что возможно, что не является обязательным, а чего нельзя допустить ни в коем случае.
7) Как должен выглядеть «визит вежливости» в семью невесты или жениха для построения хороших отношений в дальнейшем?
Содержание второго вопроса
1) Для чего необходимо соблюдать этикет в домашних условиях?
2) Существуют ли секреты счастливой семейной жизни?
3) Можно ли в домашней обстановке позволять себе фамильярность?
4) Что подразумевает супружеская галантность?
5) Каким рисуется образ «хорошего мужа» с точки зрения этикета? Какой должна быть «хорошая жена»?
6) В чем может заключаться участие мужа в домашних делах?
7) Кто, по вашему мнению, должен ведать расходами в счастливой семье?
8) Какова роль интонации в семейном общении?
9) Дайте оценку таким качествам в семейном общении, как ревность, открытость, критика партнёра, непредсказуемость поведения. Можете дополнить этот список.
Содержание третьего вопроса
1) На каких основах строятся взаимоотношения между родителями и детьми?
2) Какой метод воспитания вы считаете наиболее эффективным?
3) Что должны знать родители, желающие достичь с ребенком взаимопонимания?
4) Как должна звучать из уст родителей критика в адрес ребёнка?
5) От чего зависит уровень подготовленности человека к самостоятельной жизни?
6) Как вы относитесь к факту долгосрочной родительской поддержки ребенка, принятой в нашей стране?
7) Многое ли в семейной педагогике зависит от бабушек и дедушек?
8) Как формировать у ребенка уважение к старым людям?
Содержание четвертого вопроса
1) Как избежать негативных отношений с родителями супруга?
2) Что чаще всего бывает причиной непонимания и неприятия между свекровью и невесткой? Каковы должны быть действия сына-супруга для достижения мира в семье?
3) Как не допустить сложностей во взаимоотношениях между тещей и зятем?
4) В чем значение этикета для развития доброжелательных родственных отношений?
5) Первым праздником молодой семьи, запоминающимся на всю жизнь и оказывающим влияние на дальнейшее развитие семейных отношений, является свадьба. Расскажите, как её правильно и красиво организовать.
Рекомендуемая литература
1 Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб заведений. – М.: Академия, 2006.- С. 195-215.
2 Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.- С.107-127.
3 Рахматуллина З.Я. Этикет как ценность культуры. – Уфа: Гилем, 2006. – С.166-191
4 Энциклопедия этикета. - М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2001.- С. 57-101.
5 Этикет в вопросах и ответах/ Авторы-составители Ю.Н.Амелин, М.Ю.Амелин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- С. 17-72