Человеческое тело в культуре традиционного общества

В Средние века величие тела, столь популярное в античности, сменилось аскетизмом, который характеризовался презрением к телу и телесным удовольствиям (ограничения в питании и добровольные страдания, которые должны были напоминать о страданиях Христа). Восхваление боли выражалось в стигматах (знаках ран Христа на теле людей, символ «нисхождения на человека Святого Духа) и самобичевание.

Церковь поддерживала свое влияние тем, что постоянно расширяла перечень ограничения в пище. Чревоугодие относилось ко всему, что связано со ртом человека, включая пьянство.

В карнавалах - празднествах перед началом поста – ограничения в чревоугодии снимались, прославлялось наслаждение едой. Таким образом, карнавал – антипод поста, и то, что содержанием жизни людей являлись и посты, и карнавалы порождает противоречие в отношении тела в Средневековье.

В сексуальных отношениях также наблюдалось принижение тела: близость допускалась лишь с целью зачатия, контрацепция воспринималась как смертный грех. Была установлена «иерархия дозволенного». Целомудрие в браке ценилось высоко, выше него было целомудрие вдовства, и на самой вершине – девственность. Церковь пыталась наложить ограничение и на сексуальную свободу супругов (воздержания во время постов, определение правильности позы соития, осуждении близости в воскресенье).

Даже смех считался проявлением сатанинского влияния в человеке, низменным действием вследствие своего происхождения из живота – неблагородной части тела. А так же тем, что Иисус ни разу не смеялся в Новом Завете. Поэтому смех подавлялся и порицался. Как и смех, жестикуляция являлась признаком греха и коварства.

Около XII века смех получил реабилитацию – церковь перестала подавлять смех и начала его контролировать. Теперь смех делился на дозволенный (божественный) и недозволенный (дьявольский).

Продолжительность жизни - невелика, поэтому старики – редкое явление той эпохи. Образ старика был связан с образом монаха, ибо в основном долгожителями являлись служители монастырей, где следили за здоровым образом жизни.

Но совершенно другое отношение в Средние века было к старым женщинам. Авторитет памяти и мудрости здесь сменялся образом старческой хитростью и коварства. Старухи подвергались гонениям, образ старухи в литературе являлся образом зла. Такое же противоречие было и в восприятии детей: невинность с одной стороны и возможность поддаться дьяволу в силу малого ума с другой.

Тело являлось центром противоречий и постоянных перемен:

1. Противоречие двух культур питания – культуры злаков и культуры мяса, которое являлось противостоянием культуры античности и культуры варварских народов.

2. Противоречивость восприятия наготы разделялось на «образ невинности человека до первородного греха, красоты, которую Господь даровал мужчине и женщине, и образ сладострастия».

3. Отношение к женской красоте также было противоречиво, в чем выразилось отношение к самой женщине: с одной стороны, грешница, с другой стороны искупительница грехов.

4. Культура тела не занимала какого-либо места в жизни людей Средневековья, поэтому спорт в понимании как испытание сил не получил развития в эту эпоху. Физические упражнения, которыми занимались жители, это рыцарские игры, цель которых являлась военная подготовка, и борьба у простонародья, не имевшие отношения к спорту.

Тело как метафора

Тело в Средневековье представляло собой метафору, при помощи которой объясняли строение и функции общества и его институтов. Тело - как символ общественной жизни.

Тело как микрокосм включало в себя следующие составляющие: голова, внутренности и остальные члены. Разум и чувства человека сосредотачивались в груди и сердце человека, печень считалась вместилищем страстей, животу же подчинялись все остальные элементы тела.

Метафора сердца сложилась в XIII веке. Сердце представлялось как сосредоточие всего духовного в человеке. В конце XVII века сердце стало олицетворяться со Святым Сердцем Иисуса, в связи с чем рана на теле Христа в момент распятия была перенесена с правой на левую часть тела. А сердце Марии стало изображаться пронзенным семью мечами скорби.

Ведущая роль в теле отводилась голове, как сосредоточие жизненной силы человека. Христианство добавила голове еще и роль «высокого» в теле человека. Голова воспринималась как центр организма.

Печень являлась местом возникновения страстей. Причина такого отношения – расположение печени ниже пояса.

Рука являлась символом защиты и руководства. Рука являет собой самые важные жесты, но при этом представляет орудие покаяния через ручной труд.

Использование частей тела в описании текущей формы власти начиналось в эпоху раннего Средневековья. Христианство рассматривала Церковь как тело, «головой которого являлся Христос».

Билет.

Повседневные трудовые практики. Технологии.

Билет.

Наши рекомендации