Социализации – непрерывный процесс
Социализация – процесс, посредством которого индивилом усваивается ценности и нормы общества, и одновременно формируется уникальная личность.
Существуют 2 точки зрения на длительность процесса социализации: а) социализация заканчивается, когда человек начинает играть взрослые роли; б) социализация – процесс всей жизни человека.
По теории Чарлза Хортона Кули, личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций (деятельный) люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из 3 элементов:
1) как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;
2) как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;
3) как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
На основе «зеркального «я» формируется Я - концепция (лат. conceptio - понимание, единый замысел, ведущая мысль). Функции «Я» концепции:
1. Основа идентификации личности (я пошел, я сделал)
2. Защита личности (вы нам этого не задавали)
3. Основа для создания сценариев отношений с людьми.
Следовательно «Я» продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми.
Далее данную теорию развивает Джордж Гербер Мид.
Описывает механизм восприятия личностью оценок других людей, подчеркивая активность личности в процессе социализации.
Индивид в процессе общения учится вставать на место других индивидов и видеть себя их глазами.
Ресоциализация - процесс усвоения новых ролей, ценностей на каждом этапе жизни.
Отличие социализации взрослых:
1. У взрослых изменяется внешнее поведение, детская социализация создает базовые ценности.
2. Взрослые могут оценивать нормы, дети способны только усваивать их.
3. Взрослые приобретают новые навыки, детская социализация формирует мотивацию их поведения.
14. Факторы формирования девиантного поведения
ДП- поведение, которое рассматривается как отклонение от норм группы (общества).
Резкие отклонения от норм угрожают стабильности общества. Общество осуществляет контроль, за поведением индивидов. В большинстве обществ контроль за ДП не симметричен: в хорошую сторону одобряются, в плохую сторону осуждаются. Отрицательное отклонение преследуется, наступает изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя.
Делинквентное поведение– противоправные поступки или преступления.
Трудности в определении девиантного поведения:
а) нормы изменяются со временим;
б) нормы могут быть неопределенными;
в) нормы вариативны в различных культурах.
Факторы, определяющие развитие девиантного поведения:
1. Создание норм;
2. Сущность норм. Нормы и правила – основной механизм, регулирующий общественную жизнь. Их нарушение влечет суровое наказание. Нормы ожидания не обязательны, но желательны для исполнения.
3. Оценка поведения с точки зрения девиации. Должна быть в наличии группа, которая реагирует на данное поведение и дает оценку,
4. Навешивание ярлыка девианта. Переход к данному этапу совершается через обработку информации о поведении соответствующим учреждением. Именно оно имеет право навешивать ярлык.
5. Стигмация. Стигма (клеймо) – порок, свойственный человеку или группе. Люди, отмеченные стигмой, подвергаются наказанию, изоляции или унижению со стороны окружающих.
6. Эффект стигмации. Это вживание в роль девианта, ролевое поглощение, конецный этап развития девиантного поведения. Иногда люди отказываются считать себя девиантом, прибегая к различным способам: а) нейтрализуя ярлык девианта: все так делают; б) произвольно, по собственному вкусу, выстраивая систему ценностей таким образом, что она допускает нарушение конкретной нормы.
Коллективизация девиации может изменить норму.
Теории объясняющие ДП.
ДП- поведение, которое рассматривается как отклонение от норм группы (общества).
Биологическое объяснение: Ч. Ломброзо - люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. «Криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции.
Психологическое объяснение. Подчеркивается важность таких общих состояний как «умственный дефект», «психопатии» и др. З. Фрейд – девиация связана с психическими отклонениями
Социологическое объяснение:
1. Культурологический подход. Акцент на изучении ценностей. Результаты изучения:
а) девиация возникает, когда человек усваивает ценности, которые противоречат господствующей культуре. Существует субкультура несшего слоя, одним из проявлений которой является групповая преступность;
б) преступность усваивается через общение с людьми обладающими соответствующими ценностями;
в) пропоганда преуспевающих девиантов;
г) существует связь с информацией в СМИ содержащей насилие, и ростом девиантного поведения.
2. Конфликтология. Создание законов и подчинение им являются частью конфликта между различными группами. Основная проблема – не почему люди нарушают законы, а какова сущность самой законодательной системы. Девианты – бунтари против системы.
3. Теория аномии Э. Дюркгейма. Социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения. СД – состояние общества, когда культурные нормы, ценности и взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.
4. Теория аномии Р. Мертона. а) классификация поступков в зависимости от того как люди относятся к социально одобряемыми целям и допускаемым обществам целям их достижения;
б) оценивается не поведение личности в целом, но ее поведение в отдельной сфере деятельности (экономике, политике, семье);
в) поведение соотносится с социальной структурой общества.