Развитие грамматического строя речи
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМАТИВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Различают и называют части предметов, их качества (величину, форму, цвет, материал), некоторые сходные по назначению предметы (тапочки - ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель; в обиходной речи могут путать значения некоторых слов. | Употребляют существительные, обозначающие знакомые из личного опыта профессии; глаголы, обозначающие трудовые и бытовые повседневные действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, около, рядом) и время суток; характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия и предлоги. | Употребляют существительные, обозначающие распространённые профессии; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением и с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу. | Расширяется и уточняется запас слов, обозначающих названия малоупотребительных предметов, действий и признаков. Дети используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, овладевают многозначностью слов. Употребляют разные части речи в соответствии с их значением. |
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМАТИВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; комментируют свои повседневные действия; повторяют за взрослым рассказ из 3-4 простых предложений, составленный об игрушке или по содержанию сказки, мультика, картинки; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок, по аналогии озвучивают реплики знакомых героев (например, Колобка, Серого Волка). | Учатся пересказывать небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные; составляют небольшие рассказы об игрушке, ярком событии, по содержанию сюжетной картинки; совершенствуется диалогическая речь; поддерживают беседу, правильно по форме и содержанию задают вопросы и отвечают на поставленные вопросы; самостоятельно придумывают реплики сказочных героев в играх-драматизациях. | Совершенствуется диалогическая и монологическая речь; поддерживают непринуждённую беседу на знакомые из личного опыта темы, активно задают вопросы, правильно отвечают на них. Развивается умение связно и последовательно пересказывать небольшие сказки, мультики и рассказы без помощи взрослого; самостоятельно составлять небольшие рассказы о предметах, природе, по картинке, по набору картинок, по плану, по образцу взрослого, из личного или коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; пытаются составлять небольшие рассказы творческого характера. | Совершенствуется диалогическая и монологическая речь; закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их не только взрослым, но и в детском коллективе; формируется культура речевого общения. Ребенок самостоятельно, выразительно, без предварительных повторов передаёт содержание небольших литературных произведений, используя различные средства выразительности. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно или предложенному взрослым), по картине, по серии сюжетных картинок; развивается умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки. |
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМАТИВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Раздел грамматики | Возраст детей | |||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
Морфология | Учатся согласовать слова (глаголы и существительные, существительные и прилагательные) в числе и роде; в знакомых бытовых ситуациях употребляют существительные с предлогами В, НА, ПОД, ЗА. | Развивается умение согласовывать слова в числе и роде и правильно использовать предлоги; учатся согласовывать слова в падеже; употребляют формы повелительного наклонения глаголов (хотеть, бежать, ехать, лежать). | Совершенствуется умение согласовывать слова в предложении; учатся согласовывать существительные с числительными и наречиями и употреблять сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ, МЕЖДУ; формируется умение использовать в речи несклоняемые существительные. | Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными и наречиями, прилагательными и местоимения с существительными. |
Словообразование | Учатся употреблять существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающие игрушки, бытовые предметы, животных и их детёнышей. | По аналогии образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных (лисята - волчата); употребляют их в Им., Род. падежах (котята - котят); используют форму мн. числа Род. падежа существительных (яблок). | Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных; по образцу – однокоренные слова (сад – садик, дом - домик) и от глаголов образуют существительные, обозначающие названия профессий, (учит – учитель, строит - строитель). | По образцу образуют существительные суффиксальным способом, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных; совершенствуется умение образовывать однокоренные слова. |
Синтаксис | Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении. | Правильно согласуют слова в предложении; учатся использовать простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. | Продолжают учиться составлять простые и сложные предложения; учатся пользоваться прямой и косвенной речью. | Используют в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений. |