Структура институтов (схема Заславской)
· Формальные правовые и административные нормы – верхушка института
· Неформальные социокультурные нормы
· Поведенческие модели
· Системы социально-правового контроля
Уровни институциональных трансформаций (уровни деятельности субъектов)
1. Целевая реформаторская деятельность правящего слоя
2. Инновационная активность определенных социальных групп («социальной базы реформ» - социально-ресурсная группа – урбанизированные, с профессиональным образованием, с нужной специальностью,
близкие к власти, к номенклатуре)
3. Адаптационное поведение массовых слоёв
Особенности институциональных преобразований в России
1. Элитарно-бюрократические характер
· Узкая социальная база реформ
· Массовое отчуждение от новых институтов
· Ограниченный социальный эффект институциональных преобразований
2. Доминирование неформальных институтов, латентных функций; имитационный характер институтов
3. Приватный характер взаимоотношений государства и общества, криминализация
Точки роста институциональных систем:
· Определение содержания институциональной системы, не тактическое, а стратегическое.
· Расширение социальной базы реформ, т.е. дать возможность максимально широкому слою населения использовать возможности рынка.
· Трансформация институциональной системы, чтобы доминировали явные, а не латентные функции.
42Механизм институциональных изменений (уровни, субъекты).
Институциональная трансформация.
Трансформация – преобразование.
Структура институтов (схема Заславской)
• Формальные правовые и административные нормы – верхушка института
• Неформальные социокультурные нормы
• Поведенческие модели
• Системы социально-правового контроля
Уровни институциональных трансформаций (уровни деятельности субъектов)
1. Целевая реформаторская деятельность правящего слоя
2. Инновационная активность определённых социальных групп («социальной базы реформ» - социально-ресурсная группа – урбанизированные, с профессиональным образованием, с нужной специальностью, близкие к власти, к номенклатуре).
3. Адаптационное поведение массовых слоёв.
Особенности институциональных преобразований в России
1. Элитарно-бюрократические характер
• Узкая социальная база реформ
• Массовое отчуждение от новых институтов
• Ограниченный социальный эффект институциональных преобразований
2. Доминирование неформальных институтов, латентных функций; имитационный характер институтов
3. Приватный характер взаимоотношений государства и общества, криминализация
Точки роста институциональных систем:
• Определение содержания институциональной системы, не тактическое, а стратегическое
• Расширение социальной базы реформ, т.е. дать возможность максимально широкому слою населения использовать возможности рынка
• Трансформация институциональной системы, чтобы доминировали явные, а не латентные функции.
43,44.Особенности институциональной трансформации постсоветского общества.
Во-первых, проведенное исследование особенностей эволюции политической власти в постсоветский период позволило выявить ряд закономерностей.
Это цикличность процессов модернизации, обусловленная необходимостью постоянного поиска оптимального баланса между централизацией и децентрализацией политической власти. Президент РФ Б.Н. Ельцин, руководствуясь текущими интересами, способствует децентрализации политической власти, и как Президент РФ В.В. Путин вновь производит централизацию. Это воздействие традиционного институционального комплекса, включающего синкретизм власти, закрепленный формально и неформально - в общественном сознании; подчинение государственным нуждам всех институтов общества; неформальный религиозно-этический институт «соборности», укорененный в общественном сознании и выполняющий функцию неформального ограничителя власти.
Развитие политической системы происходит асимметрично по отношению к институтам права и морали. Нормы права не компенсируют издержки, связанные с социальной аномией в трансформантном обществе.
Демократизация общества осуществляется в условиях усиления бюрократизации власти, снижения уровня доверия к ней различных слоев населения. Относительно высокий уровень доверия к Президенту РФ увязывается автором с традиционным российским институциональным комплексом.
В-третьих, анализ особенностей модернизации политической системы постсоветской России, начатой Президентом РФ Д.А. Медведевым выявил крайне сложные условия ее проведения. На модернизацию негативно влияют факторы: наличия социокультурного раскола, низкого уровня взаимного, доверия в обществе, отчуждения людей от власти, отсутствия конкуренции идеологий партий, сужения возможностей политической конкуренции в рамках формальных институтов, сильной зависимости большинства населения от государства, роста бюрократизации государственного аппарата.
Особенности институциональных преобразований в России
1. Элитарно-бюрократические характер
• Узкая социальная база реформ
• Массовое отчуждение от новых институтов
• Ограниченный социальный эффект институциональных преобразований
2. Доминирование неформальных институтов, латентных функций; имитационный характер институтов
3. Приватный характер взаимоотношений государства и общества, криминализация
Точки роста институциональных систем:
• Определение содержания институциональной системы, не тактическое, а стратегическое
• Расширение социальной базы реформ, т.е. дать возможность максимально широкому слою населения использовать возможности рынка
• Трансформация институциональной системы, чтобы доминировали явные, а не латентные функции.