Социологические теории личности.
Человек – существо общественное социальное. Генетическая основа необходима для формирования человека, но она недостаточна. В результате социализации же человечества формируется прямостоячая поза, речевая организация и т.д. Это показывает, как на физиологические процессы влияет социализация. Физиология, психология, философия. Социология вызывает свой аспект: спор о природе человека.
Фрейд (задача культуры и социализации – обезопасить общества от сексуальных и животных инстинктов); Абрахам Маслоу (человек по природе своей – творец, и главная задача человека – самоактуализация, а главная задача общества – создать условия, где человек смог бы развить свои задатки). В 2000 г. – раскрыт геном человека – он наполнен эмпирическими данными (Фукуяма, 2002 г. – «Наше постчеловеческое будущее»)
Личность в социологии– устойчивая совокупность социально значимых качеств индивида, которая формируется в процессе социализации. Социально типичное что-то, которое формируется в определённой, конкретной социокультурной системе (модерн и далее постмодерн).
Социализация– процесс формирования у человека способности совместного существования с другими людьми в конкретной системе (социальное кодирование человека – превращение его в существо, способное жить в данном социуме).
Личность – результат процесса социализации. Личность формируется на стыке общества и человека.
Социальный статус– определенная позиция в социокультурной системе. (Традиционное общество носило аскриптивный статус, модерн – достижительский.)
Социальная роль– ожидаемое поведение (в соответствии со статусом). Без роли социология личность не видит, роль – её призма.
Социальный контроль– набор средств, обеспечивающих ожидаемое поведение.
Самоидентификация– самоопределение индивида в статусно-ролевой системе общества: с одной стороны, индивид определяет себя, с другой стороны, общество идентифицирует его.
Вывод: человек становится личностью лишь в качестве члена определенного социума через освоение ролей, через достижение определённого статуса, через обретение определённой идентичности.
2 основных методологических подхода к анализу личности:
Макросоциологический– Маркс, Дюркгейм, Вебер, Парсонс, Мертон, Адорно, Дарендорф и др. – Рассматривает личность как продукт социальных систем.
Микросоциологический – Коммуникативный - Ч.Кули – концепция «зеркального Я», Герберт Мид – концепция самости (self), Эрвин Гоффман – «драматургический подход». Рассматривают личность как активного субъекта, производящего, «конструирующего» социальную систему. Это процесс непосредственной коммуникации.
Микросоциологический подход
Кули – «зеркальное Я»
Формируется в процессе межындивидуального взаимодействия и на основе представления о нас других людей. Активное Я – Я выбирает, как отреагировать на тот или иной стимул, и берёт на себя ответственность за этот выбор.
Self
I | Me |
Внутренняя подсистема | Внешняя подсистема |
Подвергает сомнению требования Me | нтернализованные индивидом требования группы |
Обеспечивает своеобразие реакции | Путь стандартизированного решения проблемы |
Гоффман. Двойственность личности.
Два Я – официальное Я и творческое Я. Человек постоянно играет роль, в большей или меньшей степени дистанцируясь от нее, полностью никогда не вживаясь в неё, т.е. всё чаще и чаще разыгрываем эту роль. «Отыгрываем эту роль и уходим за кулисы, где можем расслабиться и быть самим собой»©Гоффман. Кризис идентичности и относительность, условность роли.
P.S. Карен Хорни «о неврозах нашего времени – человек должен играть в наше время огромное число ролей, и если себя с каждой из них идентифицировать, то мы сойдём с ума».
Макросоциологический подход
Парсонс. Волюнтаристская теория личности.
3 основных шага становления индивида:
· Институциализация нормативного образца
· Легитимация нормативного образца
· Интернализация
Парсонс описывает особенности регуляции индивида западного модерного общества, значит, здесь индивид регулируется универсальной интернализованной нормой, т.е. вырабатывается механизм внутреннего самоконтроля (законопослушный – американцы называют западников).
P.S. культура стыда – стыдно, что нарушил интернализованную норму; культура вины – виноват перед кем-то конкретным.