Вопрос 29. Неолиберальный проект глобализации и его социальные последствия.
Глобализм и антиглобализм.
К неолиберальным моделям, которые описывают глобализационные процессы, но делают акцент на культурной сфере, относятся: теория Френсиса Фукуямы "Конец истории", теория С. Хантингтона "Столкновение цивилизаций", теория Ритцера – Макдональдизация.
Фукуяма: если людям предоставить такую возможность, то они станут разделять американские ценности. Мэйнстрим в истории направлен на доминирование западных ценностей. Либеральная демократия и рыночная экономика – кульминация истории.
Изложенная в книге идея опирается на тот факт, что в западном мире установилось согласие по поводу либерально-демократической формы правления: это лучшая форма, дальше которой эволюционировать некуда. Диктатуры потерпели крах. Это не значит, что система США – лучшая, в ней тоже есть изъяны, но уже нет тех неисправимых дефектов, которые привели к эволюционному развитию политических систем до демократии. Можно потерпеть крах в конкретном обществе, но улучшить идею уже некуда. История – эволюция политических систем. Отсюда понимание "примитивное/развитое". Методом проб и ошибок люди пришли к либерально-демократической модели. При этом эволюция – не прямолинейный процесс, и в нем нет непостижимых закономерностей.
Первая часть – вопрос о существовании универсальной истории, вторая часть – предварительный положительный ответ (технологический прогресс и его универсальность делает развитие стран похожим, возникновение глобальных рынков, консьюмеризм). Третья часть – борьба за признание как движущий фактор истории. Книга навеяна распадом СССР и ее выходу не успело помешать начало распространение исламского фундаментализма.
Цель глобализации подвести под один знаменатель разные сферы жизни,что сразу не получается. Глобализация, сущностной основой которой является информационная революция, оказывает решающее влияние на все сферы человеческой жизни - экономику, политику, культуру, язык, образование, духовно-нравственное развитие, межэтнические и меж- конфессиональные отношения. Все эти сферы, вовлекаясь в убыстряющийся темп освоения и обмена информацией, приобретают качественно новые черты. Но, если самая развитая сфера глобализации - экономическая, то политической отведен практически последний план, так как сейчас больше внимания занимает региональная интеграция. Мир не может прийти сразу к наднациональному правительству, поэтому возникновение различных политически настроенных интеграционных организаций облегчит такое создание. Экономический фактор глобализации проявляется в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические условия в своих интересах.
Глобализм и антиглобализм
Глобализация- процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. Антиглобалимзм -- политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Антиглобализм часто путают с альтерглобализмом, то есть альтернативой неолиберальной глобализации. Несмотря на коренные различия в стратегических целях (антиглобалисты стоят на изоляционистских и консервативных позициях, альтерглобалисты - на классической левой платформе, подразумевающей стирание национальных границ), в ежедневной политической практике антиглобалисты и альтерглобалисты обычно действуют вместе. Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста.
Вопрос 30. Общество как социокультурная система. Социологические определения культуры.
Социологические определения культуры
Появилось в Древнем Риме, имело сельскохозяйственный оттенок – «возделывание почвы». 16-17 века – перенесено на человека – культивированный, возделанный человек.
17-18-19 вв. – появляется классическое определение культуры – процесс интеллектуального и духовного развития человека.
18 век – Германия – культура рассматривается в противопоставление цивилизации.
Культура – объект социальной и гуманитарной дисциплины. Гуманитарные дисциплины – языкознание, литературоведение, искусствоведение – раскрывают внутреннее свойства, смыслы культуры, а социальные – социология культуры, культурология – изучают социальные истоки культуры и её влияние на различные общественные сферы.
Социология культуры сформировалась в начале 20 века. Основоположник – Альфред Вебер – брат Макса Вебера. Понимание культуры эволюционировало в социологии – от понимания культуры как вторичного, надстроечного (Маркс; ранняя социология) – до культуроцентризма (современная социология). Начиная от Дюркгейма до Парсонса – нормативизм, т.е. ценностно-нормативное единство рассматривалось как основа общества. Феноменологическая социология, когнитивный поворот, постмодернизм (эпистема Фуко, язык как самореферентная культура).
2 особенности современных определений культуры:
1) Культура перестаёт рассматриваться как надстроечный, вторичный, производный феномен
2) Понимание культуры в социологии утрачивает элитарный оттенок, оценочный характер, т.е. любая общественная сфера и любая социальная общность может существовать только как социокультурная общность, т.е. она включает культуру обязательно как свою неотъемлемую составляющую. Т.е. нет некультурных общностей, каждый человек культурен в том смысле, в какой он усвоил культуру общности, в которой находится. Любые общественные преобразования невозможны без соответствующих культурных составляющих.
Культура – это не обособленная сфера жизнедеятельности, она встроена в структуру общества, укоренена в структурах, институтах, поведенческих моделях. Парсонс: «Культура институциализируется».