Социальный номинализм и субъективизм.

Основные позиции:

1.Если для Дюркгейма социальный факт – объективная фактичность, то у Вебера социальное создаётся и существует только во взаимодействии индивидов. Ни до, ни вне взаимодействия индивидов социальное не существует.

Номинализм заключается в том, что реальным признаётся только действие и взаимодействие индивидов и ничего больше! Все соц. институты и структуры – это более или менее устойчивые системы соц. действия и взаимодействия. Соц. системы – системы соц. действия. Они существуют номинально! Нет особого, отдельного субъекта социального, кроме индивида.В чём же социальное?

Исходное понятие Вебера – социальное действие. 2 признака соц. действия:

1) наличие субъективного смысла;

Ориентация на другого.

Связь между индивидами носит смысловой характер. Это внутренняя связь, поэтому это направление называется субъективизмом. Но! Субъективизм не означает, что у каждого свои смыслы. Разделяем общее. Основоположник «понимающей социологии» и теории социального действия.

Понимающая социология – она должна понять те смыслы, на которые ориентируются люди.

Что нас заставляет ориентироваться на других людей? Легитимность – ответ Макса Вебера. Легальность – соответствие закону. Легитимность – «нормативная фактическая значимость», т.е. признанное обществом. Люди ориентируются только на те нормы и ценности, которые легитимны.

По Дюркгейму, общественный порядок – над нами. По Веберу, легитимность – это шанс, что общественный порядок будет воспроизводиться в действиях и взаимодействиях.

Типы социального действия, по Веберу:

1. Целерациональное действие– когда есть чёткая цель и используются чёткие средства для чёткого

достижения этой цели.

2. Ценностно-рациональное действие– действие, основанное на вере, признании ценностей.

3. Традиционное действие– человек действует по принципу «так принято, иначе нельзя».

4. Аффективное действие– действие человека в состоянии аффекта.

3 типа легитимности:

1. Рациональный (легитимный) тип- когда основой легитимации является закон

2. Традиционный тип- когда основой легитимации является традиция

3. Харизматический тип– особый тип лидерства, основанный на тончайшей эмоциональной связи между лидером и его последователем. Пример: Ельцин в начале 90-х гг.

Изучение социального как смысла социального действия.

Социальные действия – ориентированные на другого.

Исторические эпохи различаются типами доминирующего социального действия.

Традиционное общество – традиционный и ценностно-рациональный тип действия.

Общество модерна – постепенно в качестве доминирующего утверждается целерациональный тип действия.

Веберовская теория рационализации – главная идея Вебера, главная тема социологии, религия Развитие западного общества, его модернизация, переход к капитализму – процесс рационализации.

Целерациональное действие вытесняет все другие виды социального действия (первое направление процесса). «Происходит сознательная рационализация ценностей». Но самый главный процесс – рационализация в пользу целерационального действия, при котором «уже не верят в ценности» - планомерное приспособление к соображению интереса.

2 понятия рациональности:

1) Материальная рациональность – сущностная, эссенциальная. Сущностная рациональность: регулирование экономического развития осуществляется с позиции определенных ценностей. Экономическое развитие ориентировано на определённые ценности. Определяется мера технически возможного. => Рост прибыли становится самоцелью, он безразличен к реальным потребностям общества. Это же отмечалось Марксом (капитал - самовозрастающая стоимость) и В.Зомбартом (капитал – дурная бесконечность). Чтобы сделать рост капитала неограниченным, потребовалось сделать неограниченным потребность в потреблении. Проблему решила Кейнсианская революция. Современная формула маркетинга – сформируй потребность и удовлетвори её.

2) Формальная рациональность – Постепенно формальная рациональность, которая утверждается в сфере экономики, распространяется практически на все сферы общественной жизни. Маркс назвал это «сквозная рациональность». Ценности объявляются избыточными и угрожающими.

Где утверждается рационализация? Формальная рационализация охватывает все сферы. В сфере политики формируется рационально-правовое государство и легальный тип легитимности, власти, основанный на законе. В сфере управления формируется идеальный механизм управления – рациональная бюрократия.

Особенности бюрократии:

· Человек подчинён не другому человеку, а безличной системе норм

· Управление осуществляется по общим, безличным правилам

· Существует строгая иерархическая структура, чёткое разделение сфер компетенции

· Официальные роли и отношения не смешиваются с личными

· Подчинение в рамках иерархии носит формально-статусный, личностный характер

· Деятельность чиновника требует профессиональной подготовки

Бюрократия – один из главных двигателей модернизации и индустриализации, не менее значимый, чем сама промышленная революция. Но! Бюрократия – формально-рациональная структура. Она не имеет собственного ценностного фундамента. Она не продуцирует сама ценности, только заимствует.

Претензии современной социологии к Веберовской теории:

По определению Баумана: бюрократия формальна и этически слепа. Бауман цитирует Вебера: «Честь гражданского служащего заключается в способности добросовестно выполнять приказы начальства так, словно приказ согласуется с его собственными суждениями»; «...подавление голоса морали является главной заботой бюрократии...» Тема рационализации – одна из тем, обсуждаемая на протяжении века. Бауман предлагает в качестве парадигмы рассматривать холокост. Макдональдизация – Дж.Ритцер. «Железная клетка формальной рациональности» – Вебер опасался, что мы будем заточены в этой «клетке».

Рациональная капиталистическая экономика. Рациональная религия – именно рациональная религия – протестантизм – стала основой рационализации западного общества.

Наши рекомендации