Сравнительная характеристика традиционной и современной культуры

Подводя итоги вышесказанному, кратко сформулируем различия между культурой традиционного и современного обществ.

Традиционная культура Современная культура
Более или менее выраженное согласование культуры и социальной структуры Наметившаяся тенденция к рассогласованию культуры и социальной структуры
Безраздельное господство религии в духовной сфере. Рационалистическое, секулярное мировоззрение преобладает.
Ценности и нормы религиозные; "сословные". Ценности преимущественно светские, четкая связь между ценностными ориентациями индивида и его социальной принадлежностью может и не прослеживаться.
Религиозная легитимация социального порядка Отсутствие прочной легитимации социального порядка.
Преобладание мировоззренческого, религиозного знания - "спасительного знания" (Шелер). Преобладание и постоянный рост практического, научного знания, "знания ради господства" (Шелер).
Гомогенность культуры, базирующаяся на господствующем религиозном Дифференцированность культуры, сосуществование противоречивых цен-
мировоззрении. ностей, норм, представлений о мире.
Ориентация на прошлое, традиционализм. Ориентация на будущее, прошлое не является источником образцов для подражания.
Ярко выраженные культурные различия между социальными слоями Тенденция к сглаживанию культурных различий между слоями и классами и повышение значимости культурных различий, возникших на других основаниях. Феномен "массовой культуры".
Технологии ручного труда, крайне медленное их совершенствование. Сложные машинные технологии, постоянный технологический прогресс как один из важных факторов социальных и культурных изменений; "технологизация" среды обитания и образа жизни.
Нетерпимость к "иному", низкий уровень толерантности, базирующиеся на культурной гомогенности. Толерантность, признание права на "инаковость" и "свободомыслие", обусловленные дифференцированностью культуры.

Традиционная культура - это, во многом, культура отсутствия выбора. Доминирующее мировоззрение и устойчивая традиция предоставляет индивиду четкую систему духовных и поведенческих ориентиров. Окружающий мир понятен человеку, не вызывает вопросов. Иными словами, не происходит его проблематизации.
Современная культура, в силу своей глубокой дифференцированности и внутренней противоречивости, погружает человека в ситуацию постоянной неопределенности и ставит его перед необходимостью выбора: мировоззрения и поведенческих стратегий. Отсутствие общепринятого мировоззрения делает окружающий мир проблематичным, лишает его устойчивости и очевидности. (Такая ситуация, собственно, и привела к появлению наук о культуре, к осознанию самого факта существования феномена "культуры").
Следует также отметить огромную информационную насыщенность современной культуры по сравнению с традиционной. Современная культура содержит такое обилие информации, что ни один человек не в состоянии освоить ее полностью. К тому же объем информации постоянно возрастает и обновляется. В традиционном обществе индивид, принадлежащий к интеллектуальной элите, в принципе, способен овладеть всем значимым культурным багажом, которым общество располагает. В эпоху современности на это не способен никто. Разрыв между "объективной" и "субъективной" культурой приобретает в современном обществе угрожающий характер. Возникает тип современного "дикаря" - индивида, живущего в информационно насыщенной среде, потенциально обладающего возможностью приобщения к невиданным культурным богатствам, но вполне довольного минимумом культурных содержаний, которые он получает из популярных телепередач и непосредственного, неизбежно ограниченного, жизненного опыта. Перечисленные выше тенденции еще более усиливаются при переходе обществ к состоянию постсовременности.

3)Массовая и элитарная культура: различия в целевом назначении, аудитории, способе воздействия и восприятия. Проявления массовой и элитарной культуры в искусстве: в литературе, кинематографе, музыке.

В последние десятилетия XX века широкое распространение получила массовая культура, ориентированная своими произведениями на усредненный уровень развития массовых потребителей материальных и духовных ценностей. Массовость распространения произведений здесь не совпадает с сущностью народного начала в культуре, основывается не на содержании, а на формальных, количественных признаках - массовые, конвейерные способы производства, распространения и потребления. Типичные воплощения такой культуры - широко распространяющиеся в последнее время телесериалы, видео- и звукозаписи. На передний план выдвигается развлекательная функция, акцент делается на чувствительность, порой примитивную, читающей и зрительской публики. Широко распространенными формами массовой культуры, привлекающими к себе широкие массы слушателей и зрителей, стали музыкальные шлягеры и разнообразные шоу (зрелища), сочетающие элементы эстрадных мелодий, карнавала, игровых представлений, световых и цветовых эффектов. Довольно широкое распространение получает кич, проявляющийся в ярком, но часто безвкусном оформлении журналов, в литературной бульварщине, в значительной части кино- и телепродукции, в различных формах конвейерного бытового украшательства и в комиксах - повествованиях в картинках, снабженных краткими текстами или репликами действующих лиц. Даже классический роман Л. Толстого «Анна Каренина» руками ремесленников от комикса превращается в изображаемую разноцветными 316картинками унылую историю любви и самоубийства главной героини.

Если элитарная культура ориентирована на особо художественно развитых людей, способных к все пониманию культурных ценностей, то кич представляет собой противоположный полюс-ориентация на ограниченное понимание художественно неразвитого, ограниченного потребителя.

Разумеется, и элитарная, и массовая культура, и кич со всеми своими разновидностями пропагандируют различные нормы и образцы поведения, а поэтому оказывают и разнонаправленное влияние на социодинамику социальной структуры. Для одних предпочитаемой нормой и столь же предпочитаемыми средствами достижения превозносимой цели (того же денежного успеха, богатства) становятся произведения широко тиражируемой средствами массовой информации массовой же культуры. Другие предпочитают (нередко в целях престижного, демонстративного потребления, охарактеризованного выше) нормы и ценности элитарной культуры, пропагандируемые ею вкусы и образцы поведения. И все эти предпочтения, стремления, ожидания приводят к различным вариантам горизонтальной и вертикальной социальной мобильности, к переходу людей из одних социальных групп в другие.

4)Понятиедоминирующей культуры, субкультуры и контркультуры. Многообразие субкультур. Контркультуры в современном обществе.

Источник 1: Бабосов

Здесь следует сосредоточить особое внимание на феномене субкультуры. В отличие от доминирующей культуры, принимаемой и разделяемой всеми членами общества или хотя бы его большинством, субкультура включает в себя нормы, ценности и стандарты поведения, предпочитаемые людьми и их группами, которые следуют нормам и образцам поведения, не разделяемым в качестве таковых большинством населения страны. Например, в преступных группах высоко ценятся такие качества, как готовность к риску, выносливость, беспощадность, стремление к острым ощущениям, везение. К своеобразным субкультурам можно отнести ценности, нормы, образцы поведения инородной по отношению к нации этнической группы, например, татар в Беларуси, а так же нетрадиционных для нашей республики религиозных групп (кришнаитов, дзен-буддистов, сатанистов и др.).

В некоторых условиях и ситуациях субкультура может культивировать ценности и образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. В таком случае мы имеем дело с контркультурой. Контркультура - это такая система ценностей, норм, стандартов поведения, свойственных определенной социальной группе, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт. Скажем, гoродская преступная банда руководствуется определенными нормами и правилами поведения, но они совершенно противоположны тем, которые разделяет большинство общества, поэтому вступает в конфликт с ценностями и нормами доминирующей культуры.

Источник 2: Гидденс

Термином субкультура обозначаются не только этнические или языковые группы в составе больших сообществ. Это понятие применимо к любой части населения, которая отличается от остальной массы своими культурными традициями. Под него подходит очень широкий спектр направлений человеческой деятельности: это мoгyт быть и натуралисты, и ценители готического искусства, и компьютерные хакеры, и хиппи, и растаманы, и любители хип-хопа, и фугбольные фанаты. Некоторые люди стремятся отождествить себя с какой-то конкретной субкультурой, в то время как остальные мoгyт свободно вращаться в среде представителей нескольких субкультур.

Культура играет важную роль в сохранении ценностей и норм каждого общества но она же и предлагает разнообразные возможности для создания новых традиций. Субкультуры и контркулътуры (т. е. такие группы, которые отвергают большинство ценностей и норм данного социума) мoryr стать проводником альтернативных идей и взглядов. Общественные движения или группы людей, разделяющих определенное мировоззрение, являются мощными движущими силами, которые способны изменить общество. В этом смысле субкультуры предоставляют людям свободу действия в соответствии со своими мнениями, убеждениями и надеждами.

Наши рекомендации