Современный этап развития социологии. Смена исходных допущений.
Третий этап развития социологии – современный этап.
· Постпарсоновская социология – так часто называют современный этап социологии
· Разрушение консенсуса
· Утверждение полипарадигмальности
· Разрыв с классическими моделями общества глубокий, формируются альтернативные модели, альтернативное понимание природы социальной реальности
Социологизм Парсонса
1. Конечный предмет социологии – общество. Все процессы рассматриваются в контексте общества, как предельной границы
2. Общество самодостаточно (принцип Дюркгейма – объяснять социальное социальным). Общество способно само обеспечить – люди ведут себя таким образом.
3. Высоко интегрированная, целостная, устойчивая система.
4. Основа интеграции – ценностно-нормативный консенсус – нормативизм
5. Принципиальное соответствие между социальными системами и акторами.
6. Эволюция в общем прогрессивном управлении (прогрессизм и т.д)
7. Вся система социальная выстраивается как институциализация ценностей либерализма. Добавляем равенство и получаем культурный детерминизм Парсонса.
«Общество составлено, сконструировано, собрано, устроено, слеплено и смонтировано. Оно больше не может рассматриваться как скрытый источник причинности, который якобы следует привлечь для того, чтобы объяснить существование и устойчивость какого-то другого действия или поведения…Общество ничего не объясняет, оно само должно быть объяснено»©…
Мы живём в не-обществе. Смерть социального – лозунг постмодернистов.
Кризисный образ общества.
· Дезинтегрированное, фрагментированное общество
· Кризис ценностно-нормативных механизмов связи индивида и общества – кризис нормативизма
· Социальная эксклюзия (социальная исключённость). Общество двух третей – одна часть исключена на том или ином основании
· Неопределённость направленности движения общества
Причины смены модели, образа общества
· Новая историческая ситуация 60-70-е гг. XX в., где старая модель общества стала неадекватной и поэтому начался и происходит кризис и пересмотр исходных допущений социологии.
Ø 1968 г. – появление контркультуры и движения левых. Контркультура – альтернатива западной культуры – протестантской этике, в первую очеред.
· Осмысление глобальных проблем современности
Ø 1968 г. – создание Римского клуба. АурелиоПеччеи. Римский клуб стал той структурой, которая привлекла общественное внимание к глобальным проблемам. Натиск сходных допущений социологии – сциентизм и технократизм.
· В обществе появляется мироощущение конца модерна. Появились концепции «пост-всё» – постмодерное общество, постиндустриальное, постэкономическое, посттрудовое, в культуре постматериальные ценности. В качестве итога возникает новый теоретический дискус постмодерна. Общий мировоззренческий фон – фон постмодерна. Результатом становится смена типа научной рациональности – постнеклассический тип научности или научной рациональности.
Методологические сдвиги
1. Предмет – «значение вещей для людей». Понимающая социология. Социология изучает практическое мышление самих субъектов и те значения, которые приобретают все явления, процессы, смыслы как они интерпретируются людьми, которые придаются социальной реальности
2. Происходит переход от макроуровня к микроуровню – уровню межиндивидуальных и индивидуальных действий.
3. Происходит переход от нормативного к когнитивному понимаю социальных систем (когнитивный поворот социологии). Актор – человек знающий и осуществляющий свои действия на основе знаний. Если у Дюркгейма и Вебера – рамки нормативного подхода, то здесь социальная структура – скорее когнитивный, чем нормативный феномен. Социальная структура основана на практических знаниях повседневно-действующих людей.
4. Методологический ситуационизм. Социальная реальность постоянно создаётся и воссоздаётся (процессуальный образ общества) индивидами в конкретных ситуациях на основе совместного определения ситуации. Исходное понятие (единица анализа) – взаимодействие в социальной ситуации. Социальная ситуация – реальность особого рода. Поведение людей – это всегда не индивидульное, а интерактивное поведение, оно всегда компонент взаимодействия, интерактивного процесса. И именно в этом взаимодействии происходит совместное определение ситуации.