Требования к оформлению контрольных работ
Список литературы
1. Амелина Е. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня // Обществен
науки и современность.-1992.- № 2.- С. 94-102.
2. Бобахо В.А., Левикова СИ. Культурология. - М., 2000.-С. 84-96.
3. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1999. - С. 403-407.
4. Взаимодействие культур Запада и Востока. - М., 1987. - Ч. I. - С. 21-145.
5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. - С. 469-509.
6. Гавел П. Конфликт цивилизаций - одно из представлений о будущем, ему воспрепятствовать? //Новое время. - 1995. T.1V - С. 43-45.
7. Грюнебаум Г.Э. Культурные заимствования во взаимодействии цивилиза
// Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасс
М., 1998. С. 494-499.
8. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1998. - С. 100-116.
9. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994.- С. 228-247.
10. Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультур: оснований Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилиза! Хрестоматия / Сост. Б.С Ерасов.- М., 1998- С. 246-255.
11. Ерасов Б. С. Цивилизационные измерения модернизации. Кон симби конфликта и синтеза культур Запада и Востока. Сравнительное изуче цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. - М., 1998.-С. 484-492.
12. Есин А.Б. Введение в Культурологию. - М..1999.-С. 9-14.
13. Завадская Е.В. Восток на Западе. - М., 1970. - С. 77-89.
14. Запад и Восток. Традиции и современность. - М.,1993. - С.66-71; 96-102.
15. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001. - С. 191-198.
16. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001. - С. 36-40.
17. Культурология. XX век: Словарь. - СПб., 1 997. - С. 524-526.
18. Культурология. - М: Знание, 1993. - С. 20-25
19. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д., 2000.- С. 114-1 24; 347-367.
20. Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. -М, 2001.-С. 197-214; 461-484.
21. Левяш И.Я. Культурология. - Минск, 1999. - С. -17-25; 407-443.
22. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. - М, 1993.-С. 12-22.
23. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б. С. Ерасов. -М.,1998. - С. 9-26; 508-520.
24. Семенникова ЛИ. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1996. - С. 79-87.
25. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. - С. 555-599.
26. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис- 1994.-№1-С.ЗЗ-48.
27. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.-С. 76-98.
Методические рекомендации
Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна. Сложность анализа последней заключается в том, что оба понятия - как "цивилизация", так и "культура" - имеют множество значений. С проблемой многозначности понятия культура вы уже знакомились в процессе изучения первой темы. Поэтому целесообразно при подготовке к семинару остановиться на понимании "цивилизации". Опираясь на рекомендованную литературу, выясните, когда появляется это понятие и какие основные подходы к его истолкованию сложились в научном мире[3]. В научной литературе проблема соотношения культуры и цивилизации решается неоднозначно. Одни исследователи отождествляют их друг с другом, другие устанавливают связь между ними, взаимозависимость и взаимодействие, третьи, наконец, проводят принципиальное различие между ними[4].
Сопоставьте различные позиции друг с другом. Какая из них, на ваш взгляд, является наиболее обоснованной?
Восток и Запад воплощают собой два основных потока цивилизационно-исторического существования. Они выступают своего рода культурными «полюсами», так как представляют собой две, во многом противоположные, культурные традиции, два типа духовности. Каким образом решаются важнейшие вопросы бытия в рамках этих традиций? При ответе на этот вопрос воспользуйтесь книгой «Запад и Восток. Традиции и современность»[5]. Раб авторов Л. С. Васильева[6], Б. С. Ерасова[7] позволят вам проследить принципиальное отличие мира Востока и западной цивилизации в сфере политики, экономики и человеческих отношений.
Запад и Восток как две наиболее крупные суперкультуры не существуют изначально, а сложились в процессе развития человечества. Когда происходит формирование двух ветвей развития мировой культуры? Каковы исторические корни возникновения культур Запада и Востока? Ознакомьтесь с тем, отвечает на этот вопрос К. Ясперс[8].
Касаясь особенностей становления западной культуры, обратите внимание на то, что последняя многим обязана в накоплении своих специфических и античным городам-полисам, которые способствовали формированию особенности "полисного генотипа". Каковы особенности "полисного генотипа"? Формированию каких черт в западной культуре способствовали они? Для ответа на эти вопросы можно обратиться к книге "Запад и Восток. Традиции и современность"[9].
Взаимодействие культур Запада и Востока происходило на всем протяжении исторического процесса развития человечества. Опираясь на рекомендованную литературу[10] проследите, какое воздействие оказала восточная культура философские учения, литературу, театр, музыку и живопись западноевропейских стран и как, в свою очередь, Запад оказывал влияние культуру Востока.
При анализе современных тенденций межкультурного взаимодействия, прежде всего, обратите внимание на проблему формирования единой, общепланетарной культуры[11]. В этой связи сопоставьте точки зрения сторонников партикуляризма и универсализма. Какая из них, кажется вам наиболее убедительной?
Межкультурное взаимодействие Востока и Запада происходит сегодня условиях модернизационного "вызова" со стороны последнего. В какие отношения в этой ситуации вступают принципы самобытной культуры восточного мира с привносимыми извне ценностями западной цивилизации? С существующими по этой проблеме подходами вы можете ознакомиться в статье Б.С. Ерасова[12].
Плодотворное культурное сотрудничество цивилизаций Запада и Востока иногда сменялось конфликтами между ними. Возможность такого рода конфликтов в межкультурном взаимодействии в будущем обосновал в своей статье С. Хантингтон. Ознакомьтесь с его концепцией «столкновения цивилизаций» . Существует ли возможность воспрепятствовать такого рода конфликтам? Если да, то каким образом? Сформулировать ответы на эти вопросы вы сможете, обратившись к рекомендованной литературе[13]. Какое место занимает Россия в мировой истории и культуре? В отечественном теоретическом самосознании Х1Х-ХХ вв. по этой проблеме сложились самые различные взгляды[14]. Впервые теоретическое осмысление эта проблема получила в период развернувшегося спора западников и славянофилов. Как представляли себе и те, и другие роль и место России, выражаясь словами П.Я. Чаадаева, в общем порядке мира? Какие новые идеи по вопросу о месте России в мировой истории и культуре высказали отечественные мыслители второй пол. XJX в.: B.C. Соловьев, Б.Н. Чичерин, СМ. Соловьев, Н.Я. Данилевский и Г.В. Плеханов? Определенное представление о взглядах представителей русской мысли XIX в. можно получить, воспользовавшись материалом учебника по культурологии[15].
События, связанные с революцией 1917 г., крушением Российской империи и образованием СССР, заставили общественное сознание под иным углом зрения взглянуть на Россию, ее историю и культуру. Новым осмыслением проблемы места России в мировом сообществе цивилизаций стали идеи так называемых «евразийцев». В чем суть позиции представителей этого направления общественной мысли? Как решалась эта же проблема в трудах других отечественных мыслителей: Н.А. Бердяева, Г.П. Федотова, И.А. Ильина? Какие точки зрения по вопросу о роли и месте России в мировой истории существуют сегодня? При подготовке ответов на эти вопросы обратитесь к рекомендованной литературе.
Контрольные вопросы
1. Что ожидает человечество – сближение или столкновение цивилизаций? Обоснуйте свой ответ.
2. Все ли цивилизации равновесны?
3. Возможна ли единая всемирная цивилизация?
4. Какое место в мировом сообществе отводят России представит евразийской школы?
5. В чем отличие между западниками и славянофилами в вопросе о месте России в мировой истории и культуре?
О контрольной работе
Методические рекомендации по подготовке контрольной работы
Каждый студент заочного обучения по учебной дисциплине «Культурология» обязан написать и представить контрольную работу. Она рецензируется преподавателем кафедры. Работа считается зачтенной после собеседования ней с преподавателем на основе его письменной рецензии. В таблице дается тематика контрольных работ и общий список литературы. Темы контрольных работ определяет кафедра. Вся тематика контрольных работ пронумерована. Номера двух тем контрольных работ соответствуют начальной букве фамилии студента, студент по своему усмотрению выбирает одну из двух предложенных тем. Самовольно менять номера тем нельзя. Сроки сдачи контрольных работ устанавливаются преподавателем. В тематике (нижеприведенной) имеется 56 тем контрольных работ. По начальным букв фамилии студентов — заочников они распределены следующим образом (студент должен выбрать одну из двух приведенных тем):
Таблица Порядок выбора темы контрольной работы
Начальная буква фамилии студента | Номер темы контрольной работы | Начальная буква фамилии студента | Номер темы контрольной работы |
А | 28,29 | П | 43,14 |
Б | 27,30 | Р | 44,13 |
В | 26,31 | С | 45,12 |
Г | 25,32 | Т | 46,11 |
Д | 24,33 | У | 47,10 |
Е,Ё | 23,34 | Ф | 48,9 |
Ж | 22,35 | X | 49,8 |
21,36 | Ц | 50,7 | |
И,Й | 20,37 | Ч | 51,6 |
К | 19,38 | Ш | 52,5 |
Л | 18,39 | Щ | 53,4 |
М | 17,40 | Э | 54,3 |
Н | 16,41 | Ю | 55,2 |
О | 15,42 | Я | 56,1 |
Требования к оформлению контрольных работ
1. объем составляет 20-24 страницы ученической тетради;
2. страницы работы нумеруются;
3. оставляются поля для замечаний рецензента;
4. обложка тетради оформляется по образцу, выданному УГНТУ;
5. на первой странице пишутся темы и план;
6. в конце контрольной работы дается список использованной литературы (не менее трех наименований), ставятся подпись и дата исполнения работы;
7. цитаты из литературы даются в кавычках, в подстрочных примечаниях указывается их источник, например на книгу:
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. - М.: Мысль, 1993.-Т.1 -С.53.
на сборник: Давыдов Ю. Н. Культура - природа - традиция. // Традиция в истории культуры. - М., 1978. -С. 41-42
Темы контрольных работ
1. Понятие «культура» и его полисемантический характер.
2. Формирование научного определения культуры.
3. Культура как мир артефактов.
4. Знание в системе науки и в системе культуры.
5. Ценности и ценностные идеалы.
6. Виды и классификация ценностей.
7. Мораль, нравственность, право: проблема взаимодействия.
8. Знак, символ, язык.
9. Основные типы знаковых систем в культурологии.
10. Значение письменности для генезиса культуры.
11. Роль СМИ в современной культуре.
12. Материальная и духовная культура: проблема взаимодействия взаимовлияния.
13. Этническая и национальная культура.
14. Массовое общество и его культура.
15. Субкультура и контркультура.
16. Современные молодежные субкультуры на Западе и в России.
17. Рок-культура: суб- или контркультура?
18. Контркультура как механизм социодинамики.
19. Трудовая теория культуры.
20. Концепция культуры 3. Фрейда.
21. Западноевропейские концепции игровой культуры (И. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе).
22. Теория культурных архетипов Карла Юнга.
23. Культурологическая концепция Э. Фрома.
24. Культура и цивилизация.
25. Цивилизация как технологический аспект культуры.
26. Запад и Восток в мировом историческом процессе.
27. Концепция евразийства об историческом месте России.
28. Проблема генезиса искусства.
29. Элитарное и массовое искусство.
30. Искусство в системе культуры.
31. Модели мира: религиозное и научное понимание.
32. Роль мифа в становлении религиозного и научного сознания.
33. Духовный мир человека в зеркале религии и науки.
34. Религиозное искусство в контексте мировых религий.
35. Художественная и научная картина мира.
36. Культура и свобода человека.
37. Этнос и культура в концепции Л. Н. Гумилева.
38. Россия в системе Восток Запад: противостояние или диалог культур.
39. Техника как социокультурное явление.
40. Влияние науки и техники на художественную культуру индустриального общества.
41. Традиции и новации в культуре.
42. Концепция «ноосферы» В. И. Вернадского.
43. Сравнительный анализ культурологических воззрений Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.
44. История и культура (теория «осевого времени» К. Ясперса).
45. Эрос и культура.
46. Маргинальная культура.
47. Праздник как феномен культуры.
48. Экономика и культура.
49. Культурные факторы формирование личности.
50. Интеллигенция и духовное производство.
51. Культура и рынок.
52. Взаимодействие культур в современном мире.
53. Культура и власть: управление культурой.
54. Человек как биологическое, социальное и культурное существо.
55. Концепция культуры Н. Бердяева.
Содержание вопросов для зачета
1. Предмет культурологии. Место культурологии в системе гуманитарных знаний.
2. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.
3. Понятие «культура». Изменение представлений о культуре в исторической, философской и общественной мысли
4. Культурные коды и межкультурные коммуникации. Язык и символы культуры.
5. Морфология культуры: материальная и духовная культуры.
6. Этническая и национальная культуры. Культурная самоидентичность.
7. Массовая культура. Элитарная культура как оппозиция массовой культуре.
8. Основные функции культуры. Культурные ценности и нормы.
9. Культура и цивилизация: соотношение понятий. Концепции локальных культур О. Шпенглера и А. Тойнби.
10. Типология культур: историческая (линейная) типология культуры. Восточные и западные типы культуры.
11. Понятие «локальная культура». Теория «культурно-исторических типов» Н. Данилевского.
12. Субъект культуры. Личность и культура: личность в культуре и культура личности. Инкультурация и социализация.
13. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.
14. Основные теории культурогенеза.
15. Специфические и «серединные» культуры: проблема их взаимоотношений.
16. Место и роль России в мировой культуре. Основные точки зрения.
17. Контркультура как механизм динамики культуры. Контркультура и антикультура, черты сходства и отличия.
18. Культурная «картина мира». Миф как способ освоения мира.
19. Социальные институты культуры: семья, общество, государство, система образования и др.
20. Культурные традиции и культурная модернизация. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
' Например: Хоруженко К М. Культурология: Энциклопедический словарь - Р-н/Д. 19 также [5,10] в списке к семинарскому занятию.
[2] См. [4:5].
[3] Амелина Е. Понятие «цивилизации» вчера и сегодня //Общественные науки и современность-1992. - №2. - С. 94-102; Гуревич П.С Философия культуры. - С.228-230; Сравнительное изучение цивилизаций. - С. 9-26; Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - С 198-199. Культурология / Под. ред. Г.В.Драча. - С. 112-116.
[4]Левяш И. Я. Культурология. - С. 17-25; Есин А. Б. Культурология. Введение в культурологию - С. 9-14;Культурология / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. - С. 200-202.
[5] Запад и Восток. Традиции и современность. - С. 97-102.
[6]Васильев Л.С. История религий Востока. - С. 403-407.
[7] Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультурных оснований Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия - С. 246-255.
[8] Ясперс К. Смысл и назначение истории. - С. 76-98. 1 Запад и Восток Традиции и современность. - С. 66-71.
9' Взаимодействие культур Востока и Запада - 4.1. - С. 21-145; Е. В. Завадская Восток
Западе. - С. 77-89; Взаимодействие культур Востока и Запада. - 4.11; Г. Грюнеба Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций. - С 494-499;Тойнби Постижение истории - С. 555-599.
[11] Культурология / Под ред. Г. В. Драча.-С. 347-362; Гуревич П.С Культурология.-С. 208-2:
[12] Ерасов Б.С. Цивилизационные измерения модернизации. Концепции симбиоза, конфликта и синтеза культур Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. - С. 484-492.
[13] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис - 1994. - №1. - С. 33-48;; П.С. Гуревич. Культурология. - С. 100-116.
[14] Культурология / Под ред. Г В. Драча. - С. 115.
[15] Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - С. 347-362.