Семинар 1. Теоретические основы культуры речи
Федеральное агентство связи
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»
Е.В. Решетникова
Русский язык и культура речи
Методические указания
Новосибирск – 2012
УДК 4Р
Кфн., доцент Елена Васильевна Решетникова. Русский язык и культура речи. Методические указания/ Сиб. гос. ун-т телекоммуникаций и информатики. — Новосибирск, 2012. — 18 с.
В методических указаниях представлены темы семинарских занятий, темы докладов, Интернет-источники, вопросы к зачету по курсу «Русский язык и культура речи». Материалы методических указаний предназначены для подготовки к семинарским занятиям и к зачету по курсу.
Кафедра философии и истории
Рецензент: Матвеева Е.Ю.
Для студентов технических специальностей дневной формы обучения СибГУТИ.
Утверждено редакционно-издательским советом СибГУТИ в качестве методических указаний.
© Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2012г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………. | |
Темы семинарских занятий……………………………………………... | |
Семинар 1. Теоретические основы культуры речи………………….. | |
Семинар 2. Нормы современного русского литературного языка… | |
Семинар 3. Особенности функционирования языка в научном, официально-деловом стилях……………………………………………. | |
Семинар 4. Этика в деловом общении………………………………… | |
Семинар 5 . Реклама в деловой речи………………………………….. | |
Семинар 6. Особенности функционирования языка в газетно-публицистическом, художественном, разговорном стилях…………. | |
Семинар 7. Основы речевого взаимодействия……………………… | |
Семинар 8. Логические основы речевого общения………………….. | |
Семинар 9. Логико-речевое доказательство………………………….. | |
Методические разработки к семинарам……………………………….. | |
Методическая разработка к семинарам 1,2,3,6……………………….. | |
Методическая разработка к семинарам 4,5,7…………………………. | |
Методические разработки к семинарам 8,9………………………………... | |
Вопросы к зачету по курсу «Русский язык и культура речи»……… |
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Русский язык и культура речи» ориентирована на выработку системы умений и навыков, необходимых для практики эффективной устной речи и для создания грамотных письменных текстов.
Курс включает в себя 4 дидактических единицы: «Культура речи», «Стилистика», «Риторика», «Деловой русский язык».
В результате изучения курса студент должен знать:
· теоретические основы культуры речи, лингвистические словари русского языка, нормы современного русского литературного языка (нормы ударения, орфоэпические нормы, нормы лексической сочетаемости, лексические нормы фразеологизмов);
· особенности функционирования языка в различных стилях: научном, официально-деловом, газетно-публицистическом, художественном, разговорном;
· основы речевого взаимодействия, особенности подготовки речи и публичного выступления, типы ораторов и аудитории, логические основы речевого общения (основные формы мышления, законы формальной логики, виды логических связей);
· особенности служебно-делового общения, основы делового письма, специфику рекламного дискурса в отрасли связи.
В результате изучения курса студент должен уметь:
· анализировать тексты различных стилей;
· композиционно правильно составлять научный текст, деловую документацию;
· находить и исправлять логические ошибки в устном и письменном текстах;
· составлять текст с элементами доказательства и опровержения;
· подготовить ораторское выступление.
Темы семинарских занятий
Семинар 1. Теоретические основы культуры речи
1. Язык и речь: отличительные признаки.
2. Лингвистические словари русского языка.
Языккак знаковая система. Структура и формы языка. Жаргон, просторечие, литературный язык, диалекты, термины, интернационализмы. Выразительные средства языка.Фигуры речи: градация, парафраз, литота, параллелизм, антитеза и др.. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха и др..Основные характеристики языка:инвариантность, абстрактность, объективность, статичность.
Речькак употребление языка. Когнитивный, коммуникативный, этический аспекты речи.Выразительность, чистота, понятность, точность речи.
Словари омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, фразеологизмов, толковые, орфоэпические, акцентологические, этимологические и др..
Темы докладов:
1. Каким вы видите русский язык сегодня?
2. В какой форме в современном русском языке используются пословицы и поговорки?
3. Что такое мужской и женский язык, что сегодня происходит с языком мужчин и женщин?
4. Какие фразы из фильмов, художественных произведений стали цитатами, афоризмами для вас?
5. В какой сфере человеческой жизнедеятельности, на ваш взгляд, необходимо в совершенстве владеть современным русским языком?
6. В чем состоит разница языка, на котором мы говорим и языка, на котором мы думаем?
7. Современные лингвистические словари.
8. Лексический анализ модных слов.
9. Роль языка в будущей профессии.
Задание:проанализировать выступления с точки зрения использования языковых средств, достижения коммуникативных целей.
Литература:
1.Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 13-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 539с.
2.Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] : словарь / С. И. Ожегов ; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М. : Рус. яз., 1989. - 747с.
3.Современный толковый словарь русского языка [Текст] : словарь / Авт.-сост. А.Н.Чемохоненко. - Минск : Харвест, 2002. - 511с.
4.Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т.1. А-Д [Текст] : словарь / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. - 4-е изд., стереотип. - М. : Астрель-АСТ, 2004. - 588с.
Интернет-источники:
1. http://www.philology.ru/linguistics2/bykov-94.htm
2. http://www.childlit.ccn.org.ru/dokl10.htm
3. http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0
4. http://www.gramma.ru/ZIP/virazit.pdf?PHPSESSID=08357d0cc75360af52848dcf36da16c4
5. http://www.mista.ru/pogovorki.htm
6. http://www.follow.ru/article/150