Коэффициенты устойчивости организации
Подходы к оценке эффективности организаций:
1. Оценка эффективности системы управления организацией;
2. Оценка содержания и организации самого процесса управления;
3. Оценка рациональности организационной структуры управления и ее технико-организационного уровня.
· Коэффициент эффективности организационной структуры управления
Кэ=Рп/Зу,
где Рп – конечный результат, полученный от функционирования организационной структуры управления; Зу – затраты на управление (з/п, приобретение и содержание технических средств и помещений)
· Коэффициент звенности
Кзв=Пзвф/Пзво,
Где Пзвф – фактическое количество звеньев существующей организационной структуры; Пзво – оптимальное количество звеньев организационной структуры управления подобного типа.
· Коэффициент территориальной концентрации
Ктк=Ппрф/Пт,
Где Ппрф – фактическое количество подобных организаций, действующих на данной территории; Пт – площадь данной территории.
· Коэффициент дублирования функций
Кд=Кфр/Кнр,
Где Кфр – фактическое количество работ (функций), закрепленных заданных подразделением; Кнр – нормативное количество работ (функций).
· Коэффициент централизации функций
Кц = Рфц/Рфо,
Где Рфц – количество решений, принятых на более высоких уровнях управления, при выполнении данной работы (функции); Рфо – общее количество решений, принятых при выполнении данной работы (функции).
· Коэффициент надежности системы управления
Кнад = 1 – Кнерр/Кор,
Где, Кнеер – количество решений, принятых, но не реализованных при выполнении данной работы (функции); Кор – общее количество решений, принятых при выполении данной работы (функции).
· Коэффициент эффективности использования информации
Кэи = Jэисп/Jвх,
Где Jэисп – количество документов, эффективно использованных при выполнении данной работы (функции); Jвх – общее количество документов, использованных при выполнении данной работы (функции).
К | Рп | Зу | Пзвф | Пзво | Ппрф | Пт | Кфр | Кнр | Рфц | Рфо | Кнеер | Кор | Jэисп | Jвх |
Рас-шифровка | Прибыль | Затраты на управление | Реальные звенья структуры | Оптимум звеньев | Кол-во аналогов организаций на территории | Площадь территории | Фактические работы | Норма работ | Количество решений руководства | Все документы | Нереализованные решения | Все решения в организации | Эффективные документы | Все документы в организации |
I(экономический отдел админ. МГО) | 2 млн. руб. в год | 2 млн.400 тыс. руб. в год | 111,9 км2 | |||||||||||
II | 1км2 |
Организационная культура
Вопрос 1: Понятие организационной культуры и ее происхождение
Культура в широком смысле это набор представлений о мире, разделяемый социальным сообществом на данном этапе его развития.
Культура – это усвоенное поведение и привычные реакции человека на социальные и эмоциональные раздражители.
Основные черты культуры:
- культура признается всеми представителями социальной группы;
- передается от старшего поколения к младшему;
- формирует поведение, мораль, обычаи, законы, структуру восприятия и видение мира.
Многие необъяснимые поступки людей или соц. групп приобретают обоснованность в культурном контексте.
Культура очень устойчивое образование и менять его можно только медленно иначе это может привести к соц. конфликтам. Культура является самым привычным механизмом воспроизведения соц. опыта. Она объединяет людей в группы и делает их людьми. Но законы развития культуры малоизучены по сегодняшний день .
Организационная культура
Проблемы орг. культуры в России стали рассматривать с 2000 года, в США с 80-х годов 20 века. Орг. культура имеет очень сложную структуру, но 3 основных элемента выделяется во всех без исключения типологиях.
Элементы орг. культуры:
- образцы нравственных норм, одежды, поведения, речевых оборотов, которые признаются всем членами организации;
- ценности, которые транслирует данная организация и принимает работник;
- символика, с помощью которой орг. ценности передаются.
Орг. культура – это набор наиболее важных норм, заявленных и принимаемых в данной организации.
Орг. культура всегда задает систему координат, которая позволяет объяснить работнику почему в данной ситуации используется данные формы мотивации, организации, контроля или планирования.
Орг. культура включает глобальные нравственные, общечеловеческие нормы и текущий регламент деятельности. Условно можно выделить бюрократическую, предпринимательскую, органическую орг. культуру, а также множество разновидностей орг. культуры.
Любая история выступает средством формирования орг. культуры.
1. Первой попыткой создать орг. культуру стали Хотторнские эксперименты Мейо.
2. В 50-х годах 20 века было проведено многолетнее исследование, которое изучало производственную субкультуры и мифы и анализировала их с позиций кто герой мифа, какого его поведение, что считается успехом, почему событие мифологизировано?
3. В 1969 году вышла книга корнельского университета посвященная традициям и обрядам на производстве.
4. В 80-х годах 20 века Коучи выпустил книгу «Теория z». Она переиздавалась 8 раз и стала популярной как в Европе, так и в Америке благодаря тому, что предлагала варианты конкретных орг. субкультур.
5.
Типология орг. культуры
Любая орг. культура является частью культуры вообще, но влияние обязательно происходит и в обратном направлении, сильные орг. культуры влияют на способ мышления и картину мира.
Появилось понятие:
- рабочая культура, культура основного вида деятельности для данного общества;
- культура команды как субкультура в рамках организационной.
Первые исследования орг. культуры принадлежат Штольтсу, который отмечал, что орг. культура это особое состояние сознания, которое управляет поведением людей.
Орг. культура – это набор правил и традиций, принимаемых всеми членами данной организации.
Орг. культура в определенном смысле задает ценностные ориентиры, не только в работе, но и в жизни работников. При анализе орг. культуры выделяют 3 уровня:
- поверхностный, который выражен через форму, товарные знаки, дизайн помещения, традиции приветствия и устойчивых выражений в речи, эргономичность товара и услуги.
- внутренний или средний, он выражается в верованиях и ценностях, символике и языке, правилах и инструкциях поведения работников, степени эмоциональной напряженности.
- глубинный, бессознательное отношение к работе, другим людям, к человеку вообще, к внешним атрибутам орг. культуры, в отношении к руководству.
Итак, существует огромная область в материальной и духовной жизни коллектива, которая в определенной степени контролируется орг. культурой. Штольтс выделил 10 компонентов орг. культуры:
- принятие работником миссии организации (самоидентификация);
- форма обмена информацией и % достоверности;
- стиль, имидж, репутация работника и организации,
- традиции принятия пищи в организации;
- отношение к рабочему времени и отдыху;
- взаимоотношения между людьми (статус, знакомства);
- ценности и нормы (стандарты поведения);
- мифы, обряды, ритуалы и философия организации;
- традиции, самообразование и образование работников;
- особенности и методы работы.
Вывод: орг. культура формирует общие представления человека об окр. мире, других людях, способах выстраивания соц. контактов, нравственных границах, религиозных видениях. Если все эти компоненты у работников серьезно различаются, то управление организацией, как правило, затруднено. Чтобы преодолеть эти трудности р-ль должен знать мировоззренческие предпочтения работников.
Первым исследователем орг. культуры сталГерт Хофштед, он опросил 600 тысяч менеджеров в разных компаниях мира в разных орг. культурах, в разных нац. культурах и сделал вывод, что орг. культуру можно исследовать достаточно точно, а не приблизительно.