Теории и методики управления в России и СССР
Рыночные отношения в России на протяжении всей ее истории были развиты слабо, а с 1930 по 1990 и вовсе отсутствовали, но проблемы управления продолжали развиваться, например, в 60х годах 19 века в Московском высшем техническом училище была разработана методика рационализации трудовых движений. Она получила медаль всемирной выставки в Вене в 1873 году.
В 1893 году инженер Аданецкий проводил эксперименты по рационализации производственных процессов. Это было до Тейлора. Аданецкий сформулировал 4 основных закона организации труда:
· Первый закон: Закон возрастающего производства. При увеличении масштабов людских и производственных ресурсов затраты на единицу продукции сначала уменьшаются, а потом снова растут. Это приводит к уменьшению, а затем к росту себестоимости.
· Второй закон: Закон специализации. Разделение труда повышает его производительность.
· Третий закон: Закон координации производства. Объединение мелких структур организации в общую группу повышает производительность труда и уменьшает затраты.
· Четвертый закон: Закон гармонии труда. Производительность выше тогда, когда каждый трудящийся объединен в группу, работающую на общий результат.
В 1908 году в России стали издаваться работы по управлению. Горный инженер Левенстерн и преподаватель артиллерийской академии стали первыми преподавать управленческие дисциплины. В 1911 году они прочитали кур «Организация городского хозяйства». В 1921 году в России состоялась первая конференция по организации производства. На ней были сформулированы «Принципы НОТ (научной организации труда)» Они актуальны по сегодняшний день.
Принципы НОТ:
1. При организации производства результат определяется теми работниками, которые слабее (как бы ни были сильны остальные);
2. Сначала необходимо создавать основное производство, а затем обслуживающее и лишь в третью очередь, то производство, которое может производить продукцию « на сторону»;
3. Для большого производства необходимо создание четкого ритма труда, когда в определенный момент должно быть выполнено определенное задание;
4. Необходимо запараллелить некоторые процессы, которые должны поддерживать друг друга;
5. Необходимо четко определять нагрузку на каждого работника, не ставить двух, там, где справляется один и не оставлять одного, там, где необходимы двое;
6. При организации любой деятельности необходимо ставить только достижение цели.
В 20 годы 20 века были сформулированы основные принципы экономики. В это же время сформировалось 2 группы управленческих концепций:
- организационно-техническая группа (теории Багданова - Малиновского, Ерманского, Гастева, которые говорили о физиологической оптимальности производственного процесса);
- социальная группа (теории Керженцева, Витке, Дунаевского).
Организационно-техническая группа
Основатель Багданов 1823-1928. Экономист, философ, естествоиспытатель. Он хотел создать науку под названием «Организация» и спланировал сетевые методы управления. Багдановрассчитал какие системы устойчивы, а какие обязательно распадутся. В устойчивых системах управленческий аппарат не должен превышать 20%.
Ерманский 1866-1941 годы. Он создал предпосылку синергетического метода в производстве и предложил создавать инструменты, которые будут удобны для каждого конкретного вида деятельности. На его теории была основана эргономика. Ерманский создал в России Центральный институт труда и рационализировал большинство производственных процессов, стремясь объединить трудовые цели и физиологию человека.
Гастев стремился внести организацию, как порядок действий, в любой трудовой процесс. Он выдвинул формулу, которую можно применять к любой работе.
Формула Гастева: Расчет, установка, обработка, контроль, учет, систематика, расчет.
Социальная группа
Керженцев выделил в организации труда 3 объекта:
- производственный процесс;
- труд;
- управление
Он считал, что грамотное управление обязательно обеспечит эффективный процесс труда. Основными функциями управления он считает: планирование, организация производства, контроль. Руководитель должен комплектовать штат работников, которые смогут выполнять часть его работы, но не наоборот.
Вывод: Российская школа управления труда развивается одновременно с Европейской и формирует те же теоретические принципы, но в силу социальной специфики они не находят практического развития в России.
Школы/Параметры | Школа научной организации труда | Школа административного управления | Школа человеческих отношений | Школа поведенческих наук (бихевиористская школа) |
Временные рамки | 1895-1920 гг. | 1920-1950 гг. | 1920-1950 гг. | С 1950х – по наши дни |
Представители | Эмерсон, Тейлор, Гант | Файоль, Вебер, Урвик | Фалет, МакГрегор, Оуэн, Мэйо | Маслоу, Герцберг, К. Левин |
Содержание учения | Производство и управление, как рациональная последовательность действий; создание администрации; введение социальных и материальных стимулы | Управление как отдельная сфера деятельности; идея подготовки управленцев; создание бюрократии | Хорошие отношения – производственный ресурс, мотивация основная функция | Мотивация основывается на потребностях; стили руководства – резерв производительности. |
Вклад в науку управления | Принцип социальной ответственности; принцип общих интересов для рабочего и владельца; структуризация процесса труда | Формирование управленческого цикла (планирование, организация, мотивация, контроль); 14 принципов управления; идея общей цели Урвика; | Хотторнский эксперимент Мэйо; основная идея Мэйо – менеджер должен решать конфликты в коллективе. | Создание теорий мотивации, Пирамида потребностей Маслоу, гигиенические факторы, мотивирующие факторыГерцберга; теории стилей руководства К. Левина |
Недостатки | Отношения между менеджерами и рабочими считались враждебными, рассмотрение человека как орудие труда | Отношение к человеку как к производственной функции | Отсутствие строгих методов исследования и конкретных расчетов. | Нет жесткой иерархии в системе |