Культура второй половины xiii-xv вв.

Направление Достижения
фольклор Основная тема – борьба против монголо-татар: l сказание о рязанском партизанском отряде Евпатия Коловрата; l историческая песня об Авдотье Рязаночке, возглавившей строительство новой Рязани; l поэтическая легенда о невидимом граде Китеже, скрывшемся от несметных орд Батыя на дне озера Светлояр; l песня о Шелкане Дудентьевиче ( о восстании 1327 года в Твери против Чолхана); l цикл сказок о Бабе-Яге, Иване-царевиче
литература Этапы развития литературы: 1) XIII-XIV: основная тема монголо-татарское нашествие: l «Повесть о битве на Калке» l «Слово о погибели Русской Земли» (между 1238-1246 гг.); l «Сказание о подвигах и житии великого князя Александра Невского» l жанр воинской повести - «Повесть о разорении Рязани Батыем»; «Повесть о Шевкале» l 2) конец XIV—XV вв.: идея объединения русских земель, историческая победа над монголо-татарами; • возрождение общерусского летописания (конец XIV — начало XV вв.). Первый московский летописный свод (1408 г.), составленный митрополитом Киприаном;первый русский хронограф Пахомия Логофета(1442 г.); l житийная литература: «Житие св. митрополита Петра» Киприана; «Житие Кирилла Белозерского» Пахомия Логофета; «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского», «Житие Епифания Премудрого», «Житие Дмитрия Донского», «Житие Александра Невского»; l «Задонщина» Софония Рязанца(рубеж XIV—XV вв.); l «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о нашествии Тох-тамыша на Москву»; l рукописные сборники, содержащие описание «заморских» земель («Сказание о святых местах о Костянтинеграде (Константинополе)» Василия Калики(1313 г.); «Странник Стефана Новгородца. Сказание о пути от Царьграда к Иерусалиму» (ок. 1349 г.); «О Египте, граде велицем» Мисюря Мунехина(1439 г.); «Хождение за три моря» Афанасия Никитина(1466—1472 гг.)
Архитектура Новгород: l церковь Николы на Липне (1345 г.), l Спаса Преображения на Ковалеве (1342 г.); l Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.), l церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.), l церковь Федора Стратилата на Ручью (1361 г.); Псков:оборонное зодчество (каменные стены детинца (Крома) XIV—XV вв., l «Довмонтова города», l крепость Изборск (1330 г.); l церкви Василия на горке (1413 г.), l Георгия со Взвоза (1494 г.). Москва: Данилов монастырь (1282 г.); первые каменные постройки в Кремле: • кафедральный храм Успения Богородицы (1326—1327 гг.); • Чудов монастырь (1365 г.); • белокаменные стены Кремля (1367 г.); • церковь Спаса на Бору (1328—1330 гг.); • Архангельский собор (1333 г.); • Церковь Иоанна Лествичника (1329 г.); • Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (1425— 1427 гг.); • Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (1422—1423 г.); Суздаль: Спасо-Евфимиев монастырь, XIV в. (XVI—XVII вв.)
Живопись Новгородская школа — краснофонные иконы («Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» (XIII в.), «Никола Липный» (XIII в.), «Спас на престоле» (XIII в.); — фрески церкви Спаса Преображения на Ильине, выполненные Феофаном Греком (1378 г.); — фрески церкви Федора Стратилата (конец 70—80-х гг. XIV в.); — фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве в Знаменском соборе; — икона «Борис и Глеб» (XIV в.); — икона «Отечество» (конец XIV — начало XV в.), трактующая Троицу в «новозаветном» варианте, иконы «Святой Георгий» (конец XIV в. — первая половина XV в.), «Чудо о Флоре и Лавре» (XV в.); — «Чудо от иконы Знамения Пресвятой Богородицы» («Битва новгородцев с суздальцами») (вторая половина XV в.) — новый тип двух-трехчастной иконы, воспринимающаяся как историческая картина; «Деисус и молящиеся новгородцы» (1476 г.); икона «Собор Богоматери» (XIV в., Псков) Московская школа — росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля (Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор изГородца); — иконы деисусного чина Благовещенского собора начала XV в. «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Донская Богоматерь», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст», «Василий Великий»). Автор — Феофан Грек(30-е гг. XIV — после 1405 г.); «Богоматерь Донская» из Успенского собора Коломны, фрески храма Спаса Преображения на Ильине улице; — 7 икон праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора начала XV в. («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим»), «Спас», «Богоматерь» «Иоанн Предтеча» кисти Андрея Рублева(ок. 1360 — ок. 1430 гг.) — фреска «Страшный суд» Успенского собора во Владимире кисти Андрея Рублеваи Даниила Черного; — «Звенигородский чин» начала XV в. («Архангел Михаил» «Апостол Павел», «Спас» и др.) кисти А. Рублева; — иконы А. Рублева«Спас» (сохранилась частично), «Троица: (10—20-е гг. XV вв.); выразившие две богословские идеи о таинстве евхаристии и триединстве божества, а также идею единения Русской земли; — икона «Спас Ярое Око» (XIV в.)
Скульптура Московская традиция — золотая панагия-складень (1456 г.) Амвросия (ок. 1430 1494 гг.), тяготение к малым формам ок Новгородская пластика — людогощенский крест (1359 г.) из новгородской церкви Флора и Лавра. Сохранение традиционного характера плоской декоративной резьбы




Наши рекомендации