Русская культура конца xv-xvi вв.

Направление Достижения
Фольклор — народные песни, сказки («Сказка о Борме-Ярыжке», «Умный мальчик-судья», «Огненный змей», «Мудрая дева» и др.; — исторические песни, посвященные политике и жизни Ивана Грозного («Поход на Казань», «Казаки идут к Казани», «Взятие Казани», «Иван Грозный молится по сыну», «Смерть Ивана Грозного»), песни о Ермаке Тимофеевиче; — народные баллады (повествовательные песни драматического характера) «Княгиня и змей», «Беглый княжич», «Гнев Ивана Грозного на сына», «Оборона Пскова»
Просвещение — «азбуковники» — краткие словари; — открытие Иваном Федоровыми Петром Мстиславцемв Москве типографии, начало книгопечатания. Первая печатная книга на Руси — «Апостол» (1564 г.); — евангелие Андрейчины (Новгород, XVI в.); — монастыри — центры грамотности и просвещения; — библиотеки при монастырях, в домах знатных людей; — руководство по грамматике Максима Грека,пособие по арифметике
Общественно- политическая жизнь и литература Ереси: — «ересь жидовствующих» (70—80-е гг. XV в.) в Новгороде и Москве. «Лиодикийские послания» дьяка Федора Курицына:отрицание монашества; — ересь стригольников, антитринитариев (Новгород и Псков); — воззрения Матвея Башкина Церковные течения: — «иосифляне» — игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Санин (Волоцкий),митрополиты Даниили Макарий,развивавшие теорию теократического абсолютизма; — «нестяжатели» — монах Нил Сорский,инок-князь Вассиан Патрикеев,игумен Артемий,ратовавшие за возвращение к идеалам раннехристианской общины. Светская публицистика: — послания Василию III игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея,изложившего теорию «Москва — третий Рим» (1524 г.); — челобитная Ивану Грозному И.С. Пересветова,содержащая программу строительства дворянского государства во главе с самодержцем; — переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским — сторонником сословно-представительной монархии. «История о великом князе Московском» Андрея Курбского; Максим Грек(1470—1551) — писатель-публицист, ученый афонский монах, приехал в Россию в 1518 г., обучал греческому языку, переводил греческие, византийские произведения, латинские сочинения, осуществил широкую проверку славянских переводов церковных книг, создал новую концепцию самоценности литературного дарования и литературного труда; вокруг него сформировался кружок образованных людей. Сочинения: «Беседа ума с душой», «Слово о покаянии». Летописные своды, историческая литература, книги для повседневного чтения: — «Летописец начала царства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного (50-е гг. XVI в.); — «Сказание о князьях Владимирских» (начало XVI в.); — «Книга Степенная царского родословия» (60-е гг. XVI в.); — Лицевой летописный свод — Никоновская летопись, один из списков содержит около 16 тыс. миниатюрных цветных иллюстраций; — Хронограф (обзор всемирной истории, 1512 г.); — «Казанский летописец», или «История о Казанском царстве; — «Домострой» протопопа Сильвестра (середина XVI в.) — сборник житейской мудрости и наставлений; — «Великие Четьи Минеи» — 12-томный свод для ежедневного чтения, энциклопедия церковной литературы XVI в.; составлен под руководством митрополита Макария; — «Повесть о Молодинском сражении», «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков»; — появление жанра остросюжетной повести в XVI в.: «Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзомысле».
Архитектура Строительство крепостей: — возведение новых стен и башен Кремля (1485—1516 гг.) итальянскими мастерами (миланский инженер Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Новый); — возведение второй линии каменных укреплений в Москве (стены Китай-города) (1534—1538 гг.). Зодчий Петрок Малый; — возведение третьей линии каменных укреплений в Москве (Белый город). Мастер Федор Конь; — строительство башен Кремля в Новгороде: Дворцовая, Спасская, Княжая (XV—XVI вв.), церковь Петра и Павла в Кожевниках (XV в.), Грановитая палата (XV в.) в Новгороде; — Смоленский Кремль (1595—1602 гг., зодчий Ф. Конь); — крепости в Новгороде (1490—1500 гг.), Туле (1514—1521 гг.), Нижнем Новгороде (1500—1511 гг.), Коломне (1525—1531 гг.). Храмы: — Успенский собор Московского Кремля (1475—1479 гг.) итальянской зодчий Аристотель Фиораванти.Храм взят за основу при строительстве: Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (1524—1525 гг.), Успенского собора в Троице-Сергиевом монастыре (1559—1585 гг.), Софийского собора в Вологде (1568—1570 гг.) — Архангельский собор Московского Кремля (1505—1508 гг.). Зодчий — итальянец Алевиз Новый; Благовещенский собор (1484—1489 гг.), построенный псковскими мастерами; — церковь Ризположения (1484—1486 гг.); — Грановитая палата (1487—1491 гг.). Зодчие Марко Руффои ПьетроАнтонио Солари; — Золотая Царицына палата (1586 г.); — храм-колокольня Иоанна Лествичника (Бон Фрязин, 1505— 1508 гг.), называемая колокольней «Иван Великий» (высота 81 м); — шатровый храм-церковь Вознесения в селе Коломенском (1530—1532 гг.); — храм Покрова Богородицы на Рву (1554—1561 гг.). Зодчие Бармаи Постник Яковлев(храм известен как собор Василия Блаженного); — дворец царевича Дмитрия в Угличе (1480—1484 гг.); — церковь Петра и Павла в Кожевниках (Новгород, XV в.); — Троицкий собор (1532 г.) Даниловского монастыря в Переяславль-Залесском; — Донской монастырь (1591 г.) в Москве; — Соловецкий монастырь; — Кирилло-Белозерский монастырь; — Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1423 г:); — Спасский собор Андронникова монастыря (ок. 20-х гг. XV в.); — Новодевичий монастырь в Москве, Смоленский собор (1524—1525 гг.) —
Живопись — росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502 г.) кисти Дионисия(30—40 гг. XV в. — ок. 1508 г.). Его иконы: «Распятие», «О Тебе радуется», «Спас в силах», «Акафист Божьей Матери», «Богоматерь Одигитрия»; — росписи Успенского собора в Москве Дионисием,художниками Тимофеем, Ярцеми Конем; — иконы «Видение Евлогия», «Видение Иоанна Лествичника», «Притча о слепце и хромце» (XVI в.). Перегруженность деталями, символами; — иконы «Федор Стратилат», «Видение пономаря Тарасия» (XVI в., Новгород); — икона «Благословенно воинство небесного Царя» («Церковь воинствующая», середина XVI в.). Изображено, словно на картине, возвращение войска Ивана IV после победы над Казанью — радость победы, триумф русского войска; — росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря (ок. 1530 г.), воплощение идеи «Москва — третий Рим»; — росписи Успенского собора Успенского монастыря в Свияжске под Казанью (1561 г.). Включают портрет государственных и церковных деятелей XVI в. — Ивана Грозного, митрополита Макария => развитие жанра исторического портрета




Культура XVII в.

Направление Достижения
Школа и просвещение — сочинение по педагогике «Гражданство обычаев детских»; — буквари Василия Бурцева(1633 г.), Симеона Полоцкого(1679 г.), Кариона Истомина(1694 г.); — азбуковники; — «Арифметика» Леонтия Магницкого; — «Грамматика» Мелетия Смотрицкого(1648 г.); — «Считание удобное» (таблица умножения) 1682 г. Средние школы: l лютеранская школа в Немецкой слободе (1621 г.); l частная школа боярина Ф. Ртищевадля молодых дворян (40-е гг. XVII в.); l школы в кремлевском Чудовом монастыре (1650 г.); l школа в Заиконоспасском монастыре (1665 г.); l государственная школа для обучения подьячих Приказа тайных дел (1664 г.); l первое высшее учебное заведение в России — Славяно-греко-латинская академия (1687 г.). Открыта учеными греками -братьями Софрониеми Иоанникием Лихудами
Научные знания МАТЕМАТИКА — учебник «Цифирная счетная мудрость»; ГЕОМЕТРИЯ — «Книга сошного письма» (о применении геометрии при измерении земельных площадей); — «Устав ратных, пушечных и других дел» (1620 г.) Онисима Михайлова.Знания по физике, химии, механике. Соединение теории и практики МЕДИЦИНА — «Травники», «Лечебники»; — открытые школы русских лекарей (1654 г.) при Аптекарском приказе; — научные труды по медицине Степана Кириллова, Петра Постникова; — перевод труда Андреаса Везалия (XVI в.) «О строении человеческого тела», Иоганна Гевелия «Селенография» и др. ГЕОГРАФИЯ — составление сводной карты Русского государства («Книп Большому Чертежу»); — изучение Сибири: «Роспись Сибирским городам и острогам (1640 г.), «Чертеж сибирской земли» (1672 г.); «Чертежная книга Сибири» С.У. Ремизова (1701 г.); — экспедиции СИ. Дежнева, Е.П. Хабарова, В.В. Атласова ИСТОРИЯ — «Повесть книги сея от прежних лет» (1626 г.) И.М. Катырева-Ростовского; — труд Авраамия Палицынао событиях Смутного времена «История в память предыдущим родам» (1620 г.); — закат летописания, последние сочинения: «Новый летописец», «Летопись о многих мятежах», «Раскольничья летопись» Сибирские летописи («Есиповская», «Строгановская»); — первый печатный исторический труд — «Синопсис» (1678 г.) Иннокентия Гизеля;— «Скифская история» (90-е гг. XVII в.) Андрея Лызлова
Общественная мысль и публицистика — анонимный публицистический жанр «подметных писем» («Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском» конца 1610 — начала 1611 гг.; «Плач о пленении и конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства» 1612 г.); — «Временник» дьяка Ивана Тимофеева;«Сказание» Авраамия Палицынао характере власти, о роли и месте различных слоев господствующего класса в политической системе; — теоретическое обоснование абсолютизма Симеоном Полоцким(1629—1680 гг.), Юрием Крижаничем(ок. 1618— 1683 гг.) в трактате «Политика»; — общественные представления низших слоев общества в псковских повестях — «Повесть о псковском разорении» (1608—1611) и «Повести о бедах и скорбех»; — идеология раскола:1) в трудах Аввакума(ок. 1621—1682 гг.) «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», «Книга бесед», «Книга обличений»; 2) в антираскольничьих политических сочинениях С. Полоцкого«Жезл правления» (1667 г.), патриарха Иоакима«Увет духовный» (1682 г.)
Литература — возникновение повести-житии (биографической повести) — «Житие Улиании Лазаревской», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»; — «Сказание» (77 глав) Авраамия Палицынао Смутном времени, на эту же тему «Словеса дней и царей и святителей московских» И.А. Хворостинина,«Повесть книги сия от прежних лет» СИ. Шаховского; — XVII в. — первые записи произведений устного народного творчества; — переводная светская литература приключенческогосодержания («Сказание про храброго рыцаря про Бову Каралевича», «Повесть о Еруслане Лазаревиче»); — появление русской бытовой повести(«Повесть о Горе — Злочастии» середины XVII в., «Повесть о Савве Грудцыне» 60-х гг. XVII в., «Повесть о Фроле Скобееве» 1680 г.); — жанр «демократической сатиры»(«Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Слово о бражнике», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Праздник кабацких ярыжек» или «Служба кабаку»); — появление рифмованнойпоэзии («Букварь», «Рифмованная псалтырь», «Рифмологион», «Ветроград многоцветный» С. Полоцкого; Иван Фуников «Послание к дворянину»; Евстратий — создатель стихотворных молитв «высокого стиля»)  
Театр — «Комедийная хоромина» в Преображенском; запрещение представлений скоморохов (1648 г.); — пьесы С. Полоцкогодля придворного театра («Комедия притча о блудном сыне», «О Новходоносоре царе»)
Архитектура ЗОДЧЕСТВО Деревянноезодчество: — дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1668 гг.); — церковь села Спас-Вежи (1628 г.) в Костроме — клетский тип храма; — храмы в селах Панилово Архангельской области (1600 г.), Согинцы Ленинградской области (1696 г.) — шатровый тип храма; — церковь Ширкова погоста Тверской области (1697 г.) — ярусный тип храма; Каменноезодчество: — шатер над Спасской башней (1624—1625 гг.). Зодчие Важен Огурцови Христофор Головей;церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649—1652 гг.); — ансамбль Кремля в Ростове Великом (XVI—XVII вв.); — ансамбль Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря; — западная часть Кремля в Новгороде (башни Покровская и Златоустовская, церковь Покрова, XVII в.); — Теремной дворец Московского Кремля («Крутицкий Теремок») (1635—1636 гг.), возведенные Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шатуриным, Л. Ушаковым.Купеческие Поганкины палаты в Пскове (первая половина XVII в.); палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной Москвы. «УЗОРОЧЬЕ» — московские церкви Рождества Богородицы в Путинках (1649—1652 гг.); Живоначальной Троицы в Никитниках (1631 — 1634); ярославские церкви Ильи Пророка (1647—1650 гг.), Иоанна Златоуста в Коровниках (1649—1654 гг.); — московские церкви Николы в Пыжах (1657—1670 гг.); Григория Неокесарийского на Большой Полянке; Николы в Хамовниках (1679 г.); — церковь Преображения, Напрудная башня и палаты царевны Софьи (XVII в.) в Новодевичьем монастыре; «МОСКОВСКОЕ» БАРОККО — церкви Покрова Богородицы в Филях (1690—1694 гг.); — церковь Спаса Нерукотворного в селе Уборы (1693— 1697 гг.); Успенский собор в Рязани (конец XVII в.), зодчий Я. Бухвостов;московская церковь Воскресения в Кадашах (1687—1713 гг.) — завершение архитектурного облика монастырей — Новодевичий и Донской в Москве, Спасо-Евфимиев и Покровский в Суздале, Алексеевский в Угличе; — монастыри: Горицкий и Никитский в Переяславле-Залесском, Спасо-Яковлевский в Ростове Великом (XVII—XVIII вв.), Борисоглебский (1522—1524 гг.), Спасо-Преображенский в Ярославле (XVI—XVII вв.)
Живопись «ГОДУНОВСКАЯ ШКОЛА» — иконы «Достойно есть» (1605 г.) «Симеон Столпник» (1605 г.); — иконы для иконостаса кремлевской церкви Ризположения, созданные Н. Истоминым«со товарищи»; «СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА» — иконы Прокопия Чирина«Никита воин», «Избранные святые»; — икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (неизвестный мастер) «ГОДУНОВСКО-СТРОГАНОВСКИЙ СТИЛЬ» — иконы «Князь Георгий» (ок. 1645 г.), «Сретенье иконы Владимирской Богоматери» (сер. XVII в.); — фрески Успенского (1642—-1643 г.), Архангельского (1652— 1653 гг.) соборов, Ризположенской церкви (1644 г.) Московского Кремля; — иконы Симона Ушакова(1626—1686 гг.), в которых просматривается реалистическое начало: • «Великий Архиерей» (1656—1657 гг.), «Спас Нерукотворный» (1658 г.) — учет анатомического строения лица, светотень; • икона «Владимирская Богоматерь» («Древо государства Московского») (1668 г.), «Троица Ветхозаветная» (1671 г.). Новая светотеневая манера наряду с манерой, близкой к «строгановскому письму»; — жанр парсуны(портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра)

Наши рекомендации