Понятие «соц.контроль», сущность, типология

Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Существуют следующие санкции:

1) неформальные позитивные (слава, почет);

2) формальные позитивные (грамота, одобрение обществом);

3) неформальные негативные (огорчение, неудовольствие);

4) формальные негативные (предусмотрены законом – арест, заключение в тюрьму).

Типы социального контроля

1. процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества — социальных предписаний;

2. процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность — форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;

Понятие соц.конфликтов, их типология и уровни

Соц.конфликт – столкновение противополож.мнений, интересов, сил, к-е приводят к реальной борьбе м\у суб-ми взаимодействия независимо от истоков, способов и хар-ра борьбы. В основе конфл.лежат противоречия м\у классами, поколениями, нациями. На об-во оказ-т как полож., так и отриц.влияние (Л.Козер):

«-»: дисфункциональная ф-я, диструктивная ф-я, дезинтеграционная ф-я.

«+»: снимает напряжен-ь, не дает об-ву застыть, информацион.ф-я, диагностическая ф-я.

Стадии конфл:

Соц.конфл. – это высш.стадия (форма) противоречий в сист.соц.отношений. Развитие не возможно б\конфл.

Причины:

- неоднородность об-ва

- нерав-во общес.положения

- соц.-психол.препосылки (зависит от самого ч-а, хар-ра).

Сущ-т 2 парадигмы:

1. парадигма конфликтного об-ва

2. парадигма консенсусного об-ва

В зав-и от об-та конфл.бывают: экон, полит, семейно-бытовые, религ, идеологич (м\у коммун.и либер.).

В зав-и от суб-та: внутриличност, межличност, групповые, этничес, национал, международ.

В зав-и от распростр-ти: локал, регионал, межгосуд, глобал.

В зав-и от модальности: процедурные, горизонт, вертик, ролевые, ценностные, скрытые, явные.

Стадии конфл:

1. возникновение объектив.предконф.сит-и (появл.первое противоречие, бол.потенциал соц.напряженности)

2. возникновение конфл.сит-и (явный суб-т, угроза, оппонент воспр-ся как враг)

3. открытый конфл (эскалация конфл - прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства; бурные эмоции, утрата контроля, нарушение правил)

4. разрешение конфл (его затухание, выбор способа урегулирования конфл: договор, арбитраж)

Стр-ра конфликта, его ф-ии и динамика

Структура конфликта - совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: 1) объективные (внеличностные) и 2) личностные.

1. Объективные элементы конфликта - объект конфликта; участники конфликта; среда конфликта.

Объект конфликта

Участники конфликта

Среда конфликта (три вида среды конфликта: физичес., общественно-психолог.,социал.

2. Личностные элементы конфликта (психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности)

Функции конфл

Позитивные функции :

Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

Получение новой информации об оппоненте

Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

Стимулирование к изменениям и развитию

Снятие синдрома покорности у подчиненных

Диагностика возможностей оппонентов

Негативные функции:

Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе

Представление о побежденных группах как о врагах

Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива

Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

Динамика конфл

Динамика конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В динамике конфликта выделяют ряд периодов и этапов. Латентный период (предконфликт) включает: возникновение объективной проблемной ситуации, осознание ее субъектами взаимодействия, попытки сторон разрешить ситуацию неконфликтными способами и возникновение предконфликтной ситуации.

Наши рекомендации